Как завязать красивый узелок. Основные морские узлы. Использование узла рыболовами

По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”

4. Затягивающиеся узлы.

Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.


Рис. 44. Самозатягивающийся узел

Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.


Рис. 45. Самозатягивающийся узел
с полуштыком

Коровий узел (рис. 46). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.



Рис. 46. Коровий узел

Глухая петля (рис. 47). Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.



Рис. 47. Глухая петля

Выбленочный узел (рис. 48). Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки - поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.



Рис. 48. Выбленочный узел:
а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

Задвижной штык (рис. 49). На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два - с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга - там два шлага.

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на рои лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.

Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

Рис. 49. Задвижной штык

“Констриктор” (рис. 50). “Боа констриктор” - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. "Констриктор" хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”. Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

Риc. 50. "Констриктор"

Двойной “констриктор” (рис. 51). Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.



Рис. 51. Двойной "констриктор"

Питонов узел (рис. 52). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”, Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.

Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.



Рис. 52. Питонов узел:

Шахтерский узел (рис. 53). Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Пикетный узел (рис- 54). Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Гафельный узел (рис. 55). Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

Лисельный узел (рис. 56). На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях - лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуровывался штсртами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Фаловый узел (рис. 57). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель” на грот-мачте или “фор-марсель” на фок-мачте. Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.



Рис. 57. Фаловый узел

Щучий узел (рис. 58). Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

Верблюжий узел (рис. 59). Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Стопорный узел (рис. 60). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют “под себя”.


Рис. 60. Стопорный узел.

Качельный узел (рис. 61). При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения.

Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.



Рис. 61. Качельный yзел

Зигзаговый узел (рис. 62). Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками. Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их, прежде всего, необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.


Рис. 62. Зигзаговый узел

Паловый узел (рис. 63). Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинут сверху на пал.


Рис. 63. Паловый узел

Битенговый узел (рис. 64). Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.


Рис. 64. Битенговый узел

Удавка с полуштыками (рис. 65). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.

Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев - стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.

Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла “лесной узел” или “бревенчатый узел”.

Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3-4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга- В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел. Его всегда Нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс. вязка удавки с полуштыками

Без навыков вязания узелков нельзя даже зашнуровать обувь, поэтому представление об этом имеет каждый. В быту хватает нескольких способов. Но рыбалка, мореплавание, туристический поход и желание выделиться на фоне остальных людей могут подтолкнуть к изучению методов практичного или декоративного соединения. Чтобы красиво вплести ленту в волосы или завязать галстук, нужно учиться. Поэтому стоит заранее узнать, как вязать узлы разных видов.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески - эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются. Есть древние методы и современные способы , как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок. Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания;
  • несложно вязаться;
  • выдерживать существенные нагрузки;
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Как крепко связать две верёвки

Если нужно красиво завязать шнурки или ленту, то прочность соединения не играет важную роль. Но в ряде случаев необходимо знать, как завязать узел на верёвке без сомнений в прочности . Результат достигается правильно выбранной техникой и подбором качественного каната. Важно наверняка знать запас прочности изделия, которое берётся в горы или в море. Каждое соединение снижает прочность каната. При завязывании «восьмёрки» теряется порядка 25% прочности, булинь снизит этот показатель втрое, а ткацкий - и того больше!

Учитывайте состояние троса или верёвки. Мокрое изделие теряет 10% прочности, отрицательные температуры на треть ослабляют материал. Грязь, длительное воздействие солнечных лучей, повреждения оплётки различной степени способны уменьшить прочность вдвое.

Завязывание эшафотного узла

Смертная казнь через повешение в наше время практически не используется. Но схема, как вязать узел удавку применяется в мореходстве. Чтобы пришвартовать судно или надёжно закрепить трос на каком-либо предмете, эта петля отлично подойдёт. Даже удавка с полуштыками не может соревноваться с эшафотной петлей в эффективности. Техника завязывания соединения состоит в следующем:

  • нужно сложить конец троса в виде 2 петель;
  • ходовой конец обвязать вокруг них несколько раз;
  • пропустить его через петлю, обращённую к корню изделия;
  • зажать соединение, вытянув крайнюю петлю.

Удавка без проблем развязывается, что делает её ещё удобней в использовании. Моряки применяют принципы вязания этого соединения и при создании бухты для хранения троса, и в подготовке утяжеления из подручных средств.

Незаменимое соединение на флоте

Особый вариант соединения канатов назвали в честь снасти парусного судна - шкоты. Чтобы зафиксировать шкоту в кренгельсе паруса, используют этот узел. Если удавка пригодится в разных сферах, то специализация шкотового узла узкая. Эффективность достигается только при постоянном натяжении верёвки. При малейшем послаблении крепление развяжется. А также этот вид соединений нельзя применить к синтетическим верёвкам - ходовой конец непременно соскользнёт.

Так как вязать шкотовый узел несложно, каждый может этому научиться. Его завязывают на готовой петле из металла или других материалов. Конец верёвки нужно протянуть через петлю, обернув её основу. Далее верёвка продевается в петлю ещё раз, только теперь ниже основы. Затем её следует протянуть сквозь отверстие между основой верёвки и внутренней частью петли. Фиксация свободного конца и натяжение основы верёвки затянет узел.

Эстетические варианты узловых соединений

Сфера использования узлов не ограничивается созданием прочных и практичных креплений. Суеверные люди повязывают узелок, чтобы привлечь внимание госпожи Удачи. А также посредством плетения определёнными методами можно изготовить оригинальные браслеты и колье. Результат выглядит великолепно.

Рукоделие подразумевает использование самых различных техник , среди которых есть несложные варианты. Банальная «косичка» из верёвок позволит завязать необычный элемент украшения. А также несложно обучиться плетению так называемой кобры. Для этого понадобится 4 верёвки. Их концы надо соединить и развернуть к себе. Сделав петлю на конце каждой верёвки и продев в них поочерёдно близлежащие концы, можно получить узелок-корону. Процедуру можно повторять, пока позволяет длина верёвок.

Обширный ряд жизненных ситуаций требует своевременного решения. Соединить два троса в один, завязать надёжную петлю для подъёма чего-либо на лебёдке, изготовить крепление для палатки, что не развяжется даже под сильными порывами ветра, - умение вязать узлы пригодится в этих и многих других случаях. Чтобы не пришлось пользоваться поисковиком и долго практиковаться, лучше узнать, как сделать узел основными методами, заблаговременно.

«Slip Knot» (скользящий узел), предназначен для обвязывания шнура (веревки) вокруг:

  • предмета;
  • опоры;
  • другой веревки.

Придавая нагрузку, он охватывает объект, удерживаясь своим трением, а при ослаблении усилий – легко расплетается.

Основные скользящие узлы и петли

К основным скользящим видам можно отнести следующие узлы:

Простой бегущий. Это один из простейших способов сделать затягивающуюся петлю. Вяжется на любой части веревки.
Бегущая Восьмерка. Довольно надежный, крепкий вариант. Равномерно затягивается при приложении усилия к коренной части троса.
. Действует безотказно, по принципу лассо.
.
Силковая петля.

Используя основные навыки завязывания, без труда можно переходить к созданию более сложных конструкций узлов и петель.

Скользящий узел для браслета

Изготавливая браслет, необходимо сделать устройство, которое будет фиксировать длину изделия. Помочь увеличить или уменьшить размер, сможет скользящее крепление, вместо застежки.

Сделать его своими руками довольно просто:

Берется необходимый отрезок шнура.

Надевается нужное украшение.

Конец складывается петлей.

Прикладывается вторая часть веревки.

Оборачивается первый кончик вокруг петли и второго конца. Делается несколько полных оборотов.

Оставшийся кончик заводится в петлю с изнаночной стороны. Затягивается полученный узел.
Для регулировки длинны, можно использовать два узелка. Вяжутся они с каждой стороны шнура.

Скользящие рыболовные узлы

Рыболовы используют технику вязания скользящих узлов, чтобы связать два конца лески, закрепить материал на шпуле катушки, привязать груз (макуху), крючок (приманку), поводок.

Еще одним, их частым применением, является создание стопоров для скользящей оснастки.

Существует большое количество всевозможных техник вязания. Наиболее известными и популярными можно назвать:

  • «клинч»;
  • «гриннер»;
  • «морковка»;
  • «ступенчатый»;
  • «захватный»;
  • «восьмерка».

Применяя знания этих техник, помогут при вязке более сложных конфигураций узлов.

Как сделать скользящую петлю?

Человек, в процессе своей жизни, использует разнообразное множество всевозможных узлов, петель. Одними, из наиболее востребованных креплений, являются простые скользящие приспособления и разные вариации на их основе.

Есть множество способов, вариантов вязания таких конструкций. Скользящие петли используются моряками, они необходимы стропальщикам, альпинистам, нашли свое применение у рыбаков и охотников, незаменимы в рукоделии, медицине, обычном быту. Это удобные и весьма надежные устройства. Есть несколько, из наиболее простых способов, завязать скользящую петлю:

Во втором варианте глухая скользящая петля:

Этот вид завязывания, пользуется большой популярностью у рыболовов.

Скользящий узел для Шарфа Слинга

Такой узел, является одним из самых используемых слингомамами. Он обладает возможностью регулировки кармана (для малыша), натяжением бортов, способностью приспосабливаться к любой форме материнского плеча. Что позволяет носить комфортно, даже тяжелых младенцев.

В некоторых странах, искусству завязывания, девочки обучаются с малолетства. Научиться, это делать, может любая женщина. Необходимо только приложить немного определенных стараний, усилий и тренировка.

Схема вязания:

Шарф, складывается пополам, вдоль.

Один край собирается жгутом, ложится на плечо. Располагается на плече не слишком близко к шее, при этом, не сваливаясь на руку. Расправляются складки.

Выбирается нужная длина хвостов. Длина делается из расчета их почти одинаковой длины в конце процесса.

Верхняя часть берется рукой, слегка натягиваясь (свободный край примерно 20-30 см больше короткого).

Место будущего узла придерживается. Свободной рукой, длинный конец оборачивается вокруг короткого.

Правильно и красиво завязать галстук – целое искусство. Красота узла зависит не только от его вида: Мюрелл, Пратт, Кент и т.п., но определяется фактурой материала галстука и моделью самого воротничка рубашки.

Например, плотный галстук с подкладкой не подойдет для аккуратного узкого узла, т.к. конструкция будет слишком громоздкой. Сложные узлы смотрятся идеально только на образце из тонкой шелковой ткани.

Выберите узел для галстука

Нажмите на понравившийся галстук , и вам откроется пошаговая схема завязывания с фото и видео инструкцией.

Особенности узлов

Вид узла определяется моделью воротничка рубашки и материалом изготовления галстука. Давайте посмотрим, для какого узла подойдет тот или иной образец.

Простой малый узел «Кент»

Самый простой способ самому завязать галстук – сделать малый узел. Он получится правильным, если повязывать галстук сразу поверх рубашки. Малый узел еще называют узлом «Кент». Создавать его лучше из достаточно плотных тканей, такой материал придаст ему объема.

Преимущества узла очевидны для коротких галстуков. «Скромный» узелок не требует существенной длины концов. Такой вариант выбирают для изделий из очень толстой ткани. Их иначе просто не завяжешь, они будут некрасиво оттопыриваться.

«Ван Вейк»

Это хороший выбор, если воротник сорочки на пуговицах или клепках. Можно так носить галстук и с воротником в итальянском стиле.

Такой узел является одним из самых необычных. Его можно сравнить со спиралью или цилиндром, так как широкий конец трижды обводиться вокруг тонкого, создавая красивые складки.

«Кельвин»

Это очень элегантный достаточно плотный узел с четкой симметрией. Плотность его увеличена за счет нескольких оборотов широкого конца вокруг уже сформированного узла.

Особенность конструкции в том, что узел фактически завязывается швом наружу. Этого не видно на готовом образце, так как по правилам форма полученного узла должна точно вписываться в вырез воротника рубашки. Он отлично подойдет для воротника «Кент».

«Четвертной»

Узел универсален и весьма распространен. Создать его также просто, как и завязать малый узел. В результате получается несколько ассиметричный конусообразный вариант. Он подходит для рубашек с классическим, средним и широким воротами.

«Мюррелл»

Мюррелл выглядит как перевернутый узел, так как в итоге узкий конец окажется поверх широкого. Это создает эффект двухслойности галстука, что выглядит очень эффектно. Сам узел симметричен и имеет строгую треугольную форму. Он подойдет для сорочек с широкими и мягкими концами воротничка.

«Бальтус»

Это один из самых крупных галстучных узлов. Он имеет форму объемного конуса. Завязывают его на галстуке с длинными концами. Если пренебречь схемой и завязывать неаккуратно, узел получится неряшливым. Проще справиться с концами из тонкого материала.

Такой способ завязать галстук идеально подойдет невысоким мужчинам, так как концы получатся оптимальной длины. У высоких же мужчин галстук будет в итоге слишком коротким.

В любом случае, этот способ завязать галстук предполагает, что вы сразу оставите узкий конец короче, чем обычно, иначе вам просто не из чего будет формировать объемный узел.

«Бальтус» достаточно широкий узел подойдет для воротничков типа «Кент». Классическая рубашка с таким галстуком тоже смотрится гармонично.

«Тринити»

Это один из самых необычных узлов. Готовая форма по своему виду схожа с языческим символом «Трикверт». Завязывать нужно именно узким концом. Здесь понадобится сноровка и практика. С первого раза может не получиться создать аккуратный узел.

Носить галстук, завязанный таким необычным образом, можно с воротниками широкой и средней формы на пуговицах.

«Принц Альберт»

Такой узел хорошо вязать на узком галстуке. Форма его несколько ассиметрична. Двойная петля узла придает ему дополнительный объем. Чтобы сделать форму строже, узел нужно сильно затянуть. Это придаст галстуку деловой вид. Важно при этом, чтобы внутренняя петля выглядывала снизу.

«Принц Альберт» подходит для сорочек с длинным воротником или воротником на кнопках.

«Виндзор»

Это одновременно эффектный и элегантный узел. Размер его можно менять, варьируя положения широкого и узкого концов галстука.

Такой универсальный способ завязать галстук подходит для многих рубашек, особенно эффектно он смотрится с итальянским воротником, угол «улыбки» которого составляет 180 о.

«Полувиндзор»

Готовый узел должен быть симметричен. Располагаться он должен четко по центру горловины. В противном случае, его нужно перевязать. На финальном этапе желательно создать на узле ямочку. Особенно эффектно она смотрится на широких галстуках с толстым основанием. Такой способ позволяет надолго сохранить форму узла.

Подходит он для воротников с разведенными концами: классика, Кент.

«Пратт»

Завязывать галстук таким образом нужно изнанкой наружу. Должен получиться объемный узел. Обычно выбирают этот вариант для коротких галстуков с наполнителем.

Он хорош для рубашек с узким воротом.

«Элдридж»

Это еще один необычный узел. Вязать его нужно узким концом. В итоге получается достаточно внушительный и очень красивый узел, конечно, если все сделать аккуратно и по правилам. Он прихотлив в носке, так как все время распускается.

Не все рубашки подойдут для такого узла. Нужно выбирать сорочки, у которых воротнички имеют мягкие кончики с достаточно широкой «улыбкой».

«Бабочка»

Такой вариант выбирают для официальных встреч и памятных торжеств. Это неотъемлемая деталь продуманного вечернего туалета. В зависимости от повода и вашего вкуса бант бабочки можно завязать по-разному техникой «Летучая мышь» или «Дистель».

Обычно днем носят шелковые бабочки из набивного материала. Главное не брать для создания бабочки слишком плотную ткань. Для фраков и смокингов принято использовать бабочки их хлопка. Рубашка должна иметь отложной ворот. Создать узел галстука бабочкой можно из специального образца с выемками.

June 1st, 2016

Вспомнил и перечитал тему про . А ведь я вообще не умею завязывать морские узлы, даже самые простейшие.

Однако умение это полезное и никогда точно не знаешь, когда оно пригодится. По этому решил начать чему то научится. С чего начнем?

Давайте попробуем с этих как говорят простых и полезных вариантов:

Плоский узел

Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Название «плоский узел» попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и опробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).


Восьмерка

Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.

Португальский булинь

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.

Улучшенный кинжальный узел

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Фламандская петля

Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.

Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых.

Фламандский узел — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — встречная восьмерка. Этот узел возник в Европе примерно 800 лет назад. Этот узел является довольно крепким и простым в развязывании и легко скрепляет как толстые тросы и канаты, так и тонкие веревки и нити.

Один конец веревки загибаем и делаем петлю, проводим под основной веревкой и делаем вторую петлю;
Конец веревки продеваем в первую петлю полученной восьмерки;
Аналогичные действия, только в зеркальном отражении проводим с концом второй веревки;
При правильной вязке должна получиться переплетенная восьмерка;
Затягиваем узел;
Фламандский узел — готов!

Рыбацкий штык

За пять тысяч лет существования судоходства люди не смогли придумать более надежного узла для привязывания якорного каната к якорю, чем рыбацкий штык. Этот проверенный многовековым опытом морской практики узел также можно спокойно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Читать на Don"t Panic: http://dnpmag.com/2016/05/29/10-samyx-poleznyx-morskix-uzlov/

Стопорный узел

Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.

Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.