Изо узоры. Построение геометрического орнамента. Зентангл рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия

Мастер-класс по рисованию кельтского орнамента

, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель ИЗО.
Назначение материала: для педагогов изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, старших школьников и всех кому интересно изобразительное искусство.
Элементы мастер-класса могут быть использованы на уроках технологии и черчения.

Цель: выполнить рисунок кельтского орнамента.
Задачи:
Познакомить с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением.
Развивать умения анализировать, сравнивать.
Воспитывать волевые качества: упорство, трудолюбие; повышать уверенность в собственных силах.
Назначение: украшение интерьера, подарок.

Хитросплетения кельтского орнамента

Многим нравится стиль кельтских узоров и орнаментов - бесконечные петли и узлы, переходящие из одного элемента в другой, а потом, через множество переплетений, возвращающиеся обратно.


Как утверждают историки, древние кельты умели не только воевать, но и творить, в большинстве своем они были хорошо образованы и религиозны. Они мастерски украшали замысловатыми узорами одежду, свои тела, высекали орнаменты на каменных стенах храмов. В кельтских узорах переплелись мотивы религиозных верований кельтов с сюжетами их древней мифологии, главная же отличительная особенность кельтских орнаментов – в их символизме.


Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити - нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.


Английские и ирландские монахи использовали такие орнаменты в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.



Хочу познакомить вас с приемами рисования кельтского "солнечного" креста.


Нам понадобятся следующие принадлежности:


- белая бумага (формат А3) и лист бумаги в клеточку;
- карандаш простой;
- циркуль;
- линейка;
- резинка;
- фломастеры.

Сначала предлагаю упражнение , чтобы уяснить, как рисовать переплетения прямых и окружностей.


На тетрадном листе начертите две линии, пересекающиеся под прямым углом.
Отступите от места пересечения линий три клетки вниз и повторите рисунок. Это линии креста. Добавьте им толщину, чтобы из линий они превратились в нити.
Из центра квадрата, образовавшегося в центре проведите круг любого радиуса (в примере радиус равен удвоенной стороне квадрата). Добавьте толщину линии. Увеличив радиус на две клетки, нарисуйте еще две окружности.
Схема будет завершаться соединением углов креста.


Обводить орнамент следует чередуя линии, как на образце.


Плетение выполнено, обведено, следует убрать карандашные линии.


Начинаем закрашивать. Покажем свет розовым цветом.
Тень – коричневым цветом. В углах – черным.
Полутень – оранжевым цветом.


При желании можно закрасить фон.


После упражнения переходим к непосредственному рисованию кельтского "солнечного" креста. Этот символ - "слияние" круга (знак солнца, света) и креста (знак неба, жизни, вечности). Четыре сложно переплетающиеся окружности еще означают четыре стороны света, четыре измерения нашего мира.


Лист лучше обрезать до квадрата. И отступив один сантиметр провести рамку. Далее проводим диагонали, чтобы определить центр.
Выбираем одну из диагоналей и на ее половине от центра вверх отмеряем 5 см. Синяя точка на фото. Это центр большой окружности. Красные точки – это диаметр малой окружности, но об этом позже.


Отмечаем на таком же расстоянии точки-центры для оставшихся трех окружностей.


Проводим окружности. Точки, где они пересекутся (показаны желтым) будут радиусами малых окружностей.

Проводим малые окружности.


Расстояние АВ на диагоналях делим на пять равных частей (у меня получилось по 1 см). Через точки 1,2,3,4 будем проводить окружности.




Чтобы показать, какие окружности нужно соединить между собой, я закрасила их разными карандашами.
Середину стираем.
Повторяем операцию с двумя другими окружностями.



По мере повтора этой операции из середины удаляется все больше линий. Те, которые необходимы, я выделяю фломастером.



Проводим средние окружности (показаны красным и желтым).

Стираем из середины линии пресечения.



Начинаем обводить, показывая плетение. Здесь пригодится навык, который мы получили, выполняя упражнение.






Убираем все карандашные линии.


Плетение я предлагаю выполнить теплыми оттенками.


Начинаю с показа теней.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Для создания неординарных и грамотных работ мастерицы используют различные техники и приемы. Очень увлекательным и несложным направлением в рисунке является Zentangle (Зентангл). На самом деле это не стиль необычной росписи картин и предметов, прежде всего это известный зарегистрированный товарный знак, который всячески популяризируется авторами.

Рассмотрим отдельные варианты

Узоры для рисования Зентангл создают изображение с помощью различных кружочков, черточек и закорючек. В переводе с английского означает «просветление» и «сплетение». Естественно, авторы ограничили свое творение несколькими правилами - узоры должны быть абстрактными, в черно-белом цвете. Больше стиль не накладывает никаких запретов, поскольку человеческая фантазия безгранична. Но все же в основе любого узора лежат точки и линии.

Они могут быть разных размеров, ширины и длины, составляя вместе различные узоры. Пустые пространства рисунка можно заполнить закрашенными точками, используйте прямые или косые линии, сочетайте эти приемы между собой. Эффект объема добавят узоры для рисования в форме «колодца», они образуются вложенными друг в друга фигурами. Закраска фона и чередование размеров придадут вашему рисунку интересный вид. Различные завитки можно использовать как эффекты переднего плана, а как дополнение подойдут цветочные мотивы - лепестки, лианы, листья, ягоды с веточками. Потренировавшись на простых узорах, вы смело можете приступать к их комбинированию.

Разновидности техник нанесения

Если вы желаете использовать такие узоры на ткани, мы научим вас технике узорного ткачества. Например, ажурное узорное ткачество используют для изготовления скатертей, полотенец и других изделий. Узор получается очень нежным и красивым из мережек, расположенных одна поверх другой. Также узоры довольно крупные, в их основе лежат геометрические фигуры или диагональные линии. Узоры для рисования привлекают своей изысканной красотой, в них ярко выявлены мягкость и гибкость нитей, шелковый блеск. На самом деле такую красоту можно сделать с помощью обычной дощечки-бральницы.

Хитрость или популярный прием?

Еще одной интересной разновидностью нанесения узоров является их выжигание на любых деревянных покрытиях. Существует специальный прибор для выжигания русских узоров, очень простой в использовании. Эта игрушка не оставит равнодушным как ребенка, так и взрослого. Вы сможете сделать настоящее произведение искусства, приложив минимум усилий. А ребенок собственную поделку сможет дополнить красками или цветными карандашами. Создавайте маленькие шедевры, наслаждаясь процессом и результатом.

Небольшое заключение

Дайте волю фантазии, но и не забывайте спланировать приблизительное очертание рисунка, выбирайте контрастные цвета, правильное расположение деталей на заднем и переднем плане. Не бойтесь ошибок, их очень легко замаскировать, а неровные линии придадут вашему рисунку свою изюминку. Ищите новые узоры для рисования и мотивы в окружающем пространстве и, конечно же, экспериментируйте!

Автор статьи: Тания МакАрдл. Научитесь рисовать узоры, шаг за шагом, благодаря этому простому пособию - нашей статье. Однажды научившись рисовать узоры, вы сможете использовать их в своём творчестве в любом проявлении.

Например, взгляните на красочные картины сверху. Этот рисунок по сути – ряды различных узоров, следующие друг за другом.

Узоры представлены во всех областях искусства: от современного абстрактного искусства до народного творчества разнообразных культур по всему миру. Вы можете посмотреть больше примеров в книгах и на просторах Интернета .

Когда вы смотрите на такие узоры, как те, что сверху, вы можете (ошибочно) предположить, что они настолько сложны, что вам никогда не нарисовать их самостоятельно – не говоря уже о том, чтобы придумать собственные... Что ж, возьмите карандаш, потому что я собираюсь показать вам, как это делать!

К концу этой статьи вы сможете нарисовать такой узор, как этот, очень быстро:

Даже самые сложные узоры начинаются с элементарного. Из этой статьи вы узнаете о том, как создавались узоры, чтобы использовать их в собственном творчестве.

Помните: Все узоры начинаются с простого

Сперва давайте взглянем на несколько примеров базовых узоров:

точки

прямоугольники

крестики

загогулины

Любой из приведённых выше примеров узоров может стать отправной точкой для создания более детальных узоров – всё, что вам нужно сделать, добавить фантазии к уже существующим вариантам!

Сейчас я покажу, как делать по-настоящему классные узоры – а всё начинается с одной единственной точки!

Для начала я покажу вам, как нарисовать этот узор шаг за шагом:

На листке бумаги нарисуйте ряд точек:

Если вам нужна помощь в том, чтобы нарисовать точки по прямой линии, используйте бумагу в линейку, графическую бумагу или линейку.

Теперь добавьте капельки, обводя точки:

Затем добавьте по ещё одной капельке поверх уже нарисованной:

Над каждой двойной капелькой нарисуйте маленький кружок:

Пририсуйте маленькую загогулину, повёрнутую влево, над каждым кружком:

Теперь нарисуйте загогулины, повёрнутые вправо:

Вуаля! Вы только что нарисовали узор! Это было не так уж и сложно, не правда ли?

Как вы успели заметить, рисование узоров – это фактически рисование простых форм, одну за другой, все – в ряд.

Вы даже можете рисовать каждую форму нового цвета или разрисовать их все, когда закончите.

Хорошо, а теперь мы нарисуем такой узор:

Этот сложнее предыдущего узора, но помните: всё начинается с точки!

Нарисуйте ряд точек:

Теперь нарисуйте маленький кружок вокруг каждой точки:

Нарисуйте больший кружок вокруг только что созданных:

Теперь пририсуйте к каждому кружку лепестки:

Под каждым цветком нарисуйте маленький кружок:

По краям каждого цветка нарисуйте две капельки. Одна капелька будет повёрнута влево, а другая – вправо.

Под каждым кружком нарисуйте по спиральной загогулине:

Между спиральными загогулинами нарисуйте маленький кружок:

Обведите каждый только что нарисованный кружок ещё одним, большим:

Пририсуйте по три лепестка, прорастающих под каждым кружком:

Поздравляю! Вы только что нарисовали свой второй узор!

Теперь давайте сделаем ещё один узор, начинающийся всего лишь с точки. Это то, что вам предстоит нарисовать:

Нарисуйте ряд точек (Вы уже преуспеваете в этом деле!):

Нарисуйте маленький кружок вокруг каждой точки:

Нарисуйте ещё один кружок вокруг каждого уже нарисованного:

Пририсуйте очень маленькие кружочки сверху, снизу и по краям каждого круга:

Нарисуйте соединительные закруглённые линии от кажого нижнего кружочка к следующему:

Нарисуйте закруглённую соединительную линию от каждого маленького кружочка сверху к следующему:

Внутри каждого образовавшегося круга нарисуйте внизу 2 капельки: одна – наклонена влево, вторая – вправо:

Внутри каждого круга нарисуйте сверху 2 капельки: одна - наклонена влево, другая – вправо:

Сверху и снизу нарисуйте ряд "бугорков" или "холмиков":

Здорово! Вы только что нарисовали ещё один узор!

Бьюсь об заклад, вы начинаете походить на настоящего художника, поэтому давайте попробуем что-нибудь новенькое. Вместо того, чтобы начинать с ряда точек, в этот раз мы начнём с волн, чтобы создать такой узор:

Нарисуем волну:

Над этой волной нарисуем другую:

От верхней точки нашей волны, прорисуем петлю:

Между петлями нарисуем кружок:

Проведите прямую линию под нижней волной:

Нарисуйте вертикальные линии от нижней части волны к прямой линии:

Нарисуйте ещё одну прямую линию снизу:

Осталось только добавить ряд кружков под нижней прямой линией:

Ура! Вы действительно преуспели в создании узоров!

Теперь, зная, как создавать узоры, вы можете создавать все виды собственных узоров!

Просто помните, что узор – всего лишь повторение форм. А чтобы сделать ещё более сложный узор – продолжайте шаг за шагом, форма за формой.

Для вдохновения загляните в книги, содержащие такие узоры, как узоры майя, японские, индийские, африканские... у каждой культуры, в любом уголке мира, есть свои, в той или иной степени, отличительные узоры – в архитектуре, текстиле, художественных работах и пр. Пусть они станут трамплином для ваших дальнейших уникальных свершений!

Причудливые кельтские орнаменты вдохновляют творческих людей на создание различных изделий, в том числе изысканных женских украшений, обручальных колец, одежды, элементов декора интерьера, витражей, кованых изгородей и ворот. Кельтские мотивы раскрывают перед резчиками по дереву безграничные возможности для украшения своих изделий и изготовления разнообразных сувениров.

Витиеватые узоры, дошедшие до нас из глубины веков, кажутся таинственными, сказочными и магическими. Древние кельты наделяли каждый рисунок особым священным смыслом и считали себя не вправе изменять их начертание, так как верили, что орнаменты были дарованы богами. Однако, высшие силы не запрещали кельтам переплетать и комбинировать орнаменты друг с другом, что привело к появлению замысловатых хитросплетений линий и запутанных лабиринтов.

На первый взгляд эти узоры кажутся чрезвычайно сложными, однако, разобравшись в принципах их создания, можно нарисовать любой орнамент. Предлагаем несколько способов рисования простых кельтских узоров для начинающих.

Способ 1

1. Нарисуйте фигуру из двух закругленных прямоугольников.

2. Нарисуйте еще одну такую же фигуру, расположив ее горизонтально и ориентировав по центру первой фигуры.

3. Сотрите несколько линий в местах пересечения так, как показано на рисунке.

4. Нарисуйте две окружности.

5. Сотрите несколько отрезков на окружностях в местах переплетения.

6. Раскрасьте получившийся орнамент.

7. При необходимости добавьте фон, чтобы подчеркнуть рисунок.

Способ 2

1. Нарисуйте квадрат.

2. Добавьте к каждой стороне квадрата отрезки, равные по длине стороне квадрата.

3. Перпендикулярно этим отрезкам проведите линии, равные двойной длине стороны квадрата.

4. Добавьте четыре прямоугольника так, как показано на рисунке.

5. Обведите эти прямоугольники, чтобы сформировать орнамент.

6. Окончательный вид орнамента.

Рамка в виде кельтского орнамента

1. Нарисуйте опорные линии будущего орнамента.

2. Обведите полученный рисунок двумя линиями с внешней и внутренней стороны.

3. Сотрите центральную опорную линию и сформируйте места пересечений, чтобы создать переплетения.

4. Кельтский орнамент готов.

Рисование кельтского узла в виде листа клевера

1. Начертите две перпендикулярные линии равной длины - вертикальную и горизонтальную. Отступите от центра пересечения на треть длины каждого отрезка и поставьте точки.

2. Начиная от этих точек, нарисуйте четыре фигуры в виде сердца. От нижней точки каждого сердца проведите отрезок по направлению к нижней точке другого сердца так, как показано на рисунке.

3. Проведите параллельную линию вдоль половинки каждого сердца.

4. Закройте промежутки, образовавшиеся между проведенными линиями, сформировав переплетение.

5. Дорисуйте вторые половинки сердец.

6. В центре каждого сердца нарисуйте фигуру в виде капли и дополните ее отрезком, проведенным до внутренней границы сердца по направлению к нижней точке следующей фигуры в виде капли.

7. Обведите каждую каплю параллельной линией.

8. Соедините полученные фигуры друг с другом.

9. Для того, чтобы получить красивое переплетение, некоторые линии в местах пересечений необходимо стереть.

10. Теперь кельтский узел можно раскрасить и при желании дополнить другими элементами в виде треугольников, капелек, звезд и т.д.

11. Готовый орнамент.

Орнамент из овалов и сердец

1. Начертите четыре пересекающихся линии одинаковой длины так, как показано на рисунке. В центре каждого из восьми отрезков поставьте точку.

2. Начиная от точки, нарисуйте восемь фигур в виде овала и дополните их отрезками, проведенными по направлению к начальной точке следующего овала, оставляйте промежутки для формирования будущих пересечений.

3. Обведите каждый овал параллельной линией.

4. Закройте промежутки, сформировав переплетение.

5. Нарисуйте восемь небольших сердец, дополненных соединительными линиями, идущими от нижней точки каждого сердца к нижней точке следующего сердца.

6. Обведите полученные фигуры параллельными линиями.

7. В результате должен получиться следующий орнамент.

8. Осталось стереть ненужные линии в местах пересечения орнамента из сердец с орнаментом из овалов и при необходимости раскрасить рисунок.