Едим с удовольствием: как приучить детей к правильному питанию. Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой Твердая пища: надо ли ее измельчать

Экология потребления. Дети: Иногда кажется, что дети инстинктивно выбирают высококалорийную, соленую пищу или сладости, но при правильном подходе их легко можно «переключить» на правильное сбалансированное питание

Иногда кажется, что дети инстинктивно выбирают высококалорийную, соленую пищу или сладости, но при правильном подходе их легко можно «переключить» на правильное сбалансированное питание. Врачи-диетологи считают, что дети должны и, главное, любят есть здоровую пищу. Хорошо, когда правильный рацион питания закладывается с детства. Дети, которых, отнимая от груди, переводили на фрукты и овощи, а не на детское питание, более охотно будут употреблять здоровую пищу, будучи взрослыми.

Детское питание не должно быть сложносоставным, достаточно размятого до состояния пюре банана. Никогда не поздно приучать ребенка к здоровому питанию.

Детям необходимо множество фруктов и овощей (минимум 5 порций в день), продуктов, богатых крахмалом (хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, рис и картофель), умеренное количество молочных продуктов и белка. Но не стоит быть одержимым идеей здорового питания, если 75% Вашего рациона состоит из правильных продуктов, то это уже залог здоровья. Итак, что же необходимо предпринять, чтобы приучить детей к правильному питанию?

Сами питайтесь правильно.

Проведенные исследования показывают, что если родители употребляют фрукты и овощи, то вероятность того, что их дети предпочтут то же самое меню возрастает. При исследовании на онкологические заболевания было выявлено, что регулярный прием пищи в определенное время, приводит к более сбалансированному рациону питания у детей и более частому употреблению овощей.

Развивайте в детях интерес к употреблению новых продуктов.

Для детей это естественно прибывать в зоне комфорта, но мы, как родители должны расширять их горизонты. Вводите не более одного нового продукта во время приема пищи и не злитесь, если ребенок не все съел. Исследования показывают, что ребенку нужно от 6 до 10 раз попробовать новый продукт, прежде чем он определится со вкусом.

Превратите процесс еды в забавное времяпрепровождение с позитивными ассоциациями.

Проявите свою креативность в создании разноцветных картин из продуктов, например, паровозик или улыбающиеся мордочки. Маленькие дети готовы попробовать на вкус почти все, если им нравится, как это выглядит.

Приобщайте ребенка к процессу покупки.

Попросите ребенка выбрать овощи и фрукты на свой вкус и обязательно похвалите его выбор. Привлеките внимание ребенка к обсуждению цвета, формы и текстуры.

Схитрите.

Если Ваш ребенок лучше выдержит схватку со змеями, чем съест овощи, добавьте протертые кабачки или морковь в бургеры или мясной рулет. Сделайте коктейль с добавлением морковного или другого овощного сока.

Дополните сладким вкусом.

Исследования показывают, что у некоторых детей есть генетическая предрасположенность к неприязни легкой горчинки, присутствующей в некоторых овощах. Ученые полагают, что это происходит из-за возврата памяти к эволюции, когда дети, рожденные в дикой природе, отказывались от горьких вкусов, поскольку велика была вероятность того, что эта еда отравлена. Попробуйте прожарить овощи для придания естественной сладости (например, картофель, сладкую кукурузу, морковь). Такие овощи, как морковь или пастернак могут быть подслащены медом или кленовым сиропом, а брокколи и цветную капусту можно подать со сладким или кислым соусом.

Создайте эффект юмами, качество, характерное для богатых глутаматом продуктов, таких как соевый соус, помидоры, сыр пармезан и грибы. Добавление томатов к кус-кусу или пармезана к макаронам делает еду более привлекательной.

Позаботьтесь о здоровом перекусе.

Убедитесь, что в Вашем доме есть здоровая альтернатива нездоровой пище, такая как, овсяные хлопья, обезжиренный йогурт, морковные палочки, сухофрукты или сухарики.

Готовьте вместе.

Дети обычно любят помогать на кухне, что, в свою очередь, является хорошим стимулом попробовать что-то новенькое. Приготовьте пиццу с овощной начинкой и томатной заливкой, испеките фруктовый пирог.

«Следите за своими словами», советуют психологи, наблюдавшие за семьями, во время обсуждения их рациона питания. Давайте детям практичные и позитивные советы, такие как «бананы придадут тебе больше сил», вместо того, чтобы произносить абстрактные фразы, типа «это полезно». И не передавайте свои страхи, относительно еды, не обсуждайте диеты – для детей не должно быть никаких «плохих» продуктов. опубликовано

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    Текст: Анна Никитина, консультант - Татьяна Барзенок, заведующая педиатрическим отделением Центра естественного развития и здоровья ребенка

    Одни малыши без особых проблем принимают прикорм и легко переходят с баночного пюре на домашнее, а потом начинают питаться твердой пищей с взрослого стола. Другие дети будут выплевывать пюре с комочками, а потом - отказываться от еды, которую нужно жевать. Есть малыши, которые и в три года будут грызть твердое печенье, но при этом откажутся от яблока, которое мягче.

    Разбираясь с особенностями детского поведения, нужно понять, что пищу можно разделить на несколько категорий с точки зрения того, насколько ее тяжело жевать и глотать. Тогда станет ясно, что пристрастия ребенка могут быть обусловлены врожденными особенностями, а вовсе не плохим характером.

    Строение челюстно-лицевой системы порой бывает причиной того, что ребенку сложнее жевать твердую пищу, чем его сверстникам. Малышу может понадобиться особое внимание при введении прикорма, а в дальнейшем - дополнительные усилия для того, чтобы избежать логопедических проблем. Но с другой стороны, если кроха жует мало, в его диете переизбыток мягкой и пюре­образной пищи, это не позволяет ему в достаточной мере развивать навык жевания твердой пищи.

    Нужно наблюдать за малышом и следить за тем, что он ест, не только с точки зрения „здоровая - нездоровая пища”, но и с точки зрения ее консистенции.

    Можно выделить следующие возрастные границы, когда ребенок может переходить к новому этапу пищи:

    • четыре месяца - жидкое пюре (первый прикорм для детей-искусственников);
    • шесть месяцев - густое пюре или пюре с волокнами (первый прикорм для детей на грудном вскармливании);
    • девять месяцев - мягкая пища с кусочками (для всех детей).

    Твердая пища: разные виды пюре

    В баночном питании, предназначенном для детей определенного возраста, производители учитывают не только способность крохи переварить продукт, но и его возможности с точки зрения адаптации к той или иной консистенции пищи.

    Жидкое пюре - это консистенция блинного теста. Если в него погрузить, а потом вынуть ложку, то пюре медленно, но стечет с ложки. В домашних условиях такой консистенции можно добиться, измельчая в блендере, например, вареный в бульоне кабачок. Такую же консистенцию можно получить, если вареные овощи загрузить в „сетку для кормления”, которую ребенок сосет как соску.

    Густое пюре сохраняет форму в ложке, в нем меньше жидкости. Это консистенция густой сметаны, однако волокон пищи оно не содержит.

    Пюре с волокнами по консистенции как густое пюре, однако оно может содержать комочки или волокна продукта.

    Сделать пюре более жидким можно, добавив в него немного грудного молока, смеси или овощного бульона.

    Познакомьтесь с рецептами детских пюре: абрикосовое пюре , тыквенно-яблочное пюре , мясное пюре .

    Твердая пища: пюре и прикорм

    Рекомендуемые сроки введения прикорма разные для детей на грудном и искусственном вскармливании , поэтому и типы пищи могут отличаться. Жидкое пюре - это скорее для искусственников, которым прикорм вводится с четырех месяцев. Детям же на грудном вскармливании до шести месяцев ничего, кроме маминого молока, давать не рекомендуется.
    А в шестимесячном возрасте многие малыши готовы сразу пробовать густое пюре или пюре с волокнами: у детей на грудном вскармливании челюстная система более тренированная и сильная, к тому же в этом возрасте детки уже начинают разбираться в своих ощущениях и хотят более „осязаемой” пищи. Поэтому у шестимесячных малышей стадию жидкого пюре можно пропустить. Но только попробовав, вы поймете, готов малыш к этому или нет.

    Твердая пища: надо ли ее измельчать?

    Когда кроха переходит от пюре к измельченной пище, текстура играет большую роль. Вы сможете понять, почему он отвергает ту или иную пищу и как ему помочь. Вот какие типы мы можем выделить.

    Кусочки мягкой пищи - это цельный кусочек, который не нужно жевать, а можно размять языком. Это вареная цветная капуста, сочная груша, банан и т.п.

    Измельченная твердая пища - мелконатертый продукт, волокна которого не превратятся в пюре, если их размять языком. Это мясо из мясорубки, яблоко, огурец и т.п.

    Мягкая пища требует жевания , но не требует серьезных усилий: вареное яйцо, мягкая вермишель, сильно распаренный рис и т.п.

    Внимание! Хлеб, вареный картофель и мясо птицы могут казаться мягкими, но прожевать их сложно. Хлеб и картошка становятся клейкими под воздействием слюны, а волокна мяса тяжело расщепить.

    Обычная твердая пища - это все, что требует активного жевания.

    Твердая пища: как вводить новые вкусы

    Между 6 и 9 месяцами у ребенка появляется активный интерес к взрослой пище. Этим нужно пользоваться и давать небольшие порции овощных и крупяных гарниров (сначала - на кончике ложки), а к 9 месяцам - и маленькие кусочки хорошо разваренного мяса. Сначала они, конечно, будут выходить со стулом в почти неизмененном виде, так как ребенок будет глотать их не жуя. Но со временем он начнет предварительно обрабатывать пищу во рту.

    Если эту стадию интереса к взрослому столу проигнорировать, боясь, что ребенок подавится, то интерес угаснет и действительно могут возникнуть затруднения при переходе к взрослой пище. Подобные проблемы чаще результат педагогических просчетов, чем истинных проблем с челюстно-лицевой системой.

    Если 9-месячный малыш схватил яблоко и грызет его, отбирать не надо. Но нужно быть рядом, так как ребенок может откусить большой кусок, который не сможет ни проглотить, ни вытолкнуть языком.

    Что делать, если малыш откусил большой кусок и рискует подавиться?

    В такой ситуации нужно быстро ввести в полость рта согнутый указательный палец (вводить сбоку, со стороны угла рта) и, как крючком, достать этот кусок.

    Твердая пища: когда ребенок должен полностью перейти на взрослую пищу

    Что касается полного перехода к взрослому столу, то растягивать этот процесс до 3 лет не стоит.

    Ребенок в 2 года уже должен и вполне может и жевать, и глотать, и ложкой самостоятельно есть, и более-менее понимать основные правила поведения за столом. Во всяком случае 2-летние малыши в детском саду обычно все это делают. А проблемы чаще возникают в семьях с гиперопекой детей.
    Если у малыша нет описанных проблем, он с удовольствием ест пищу разной текстуры и консистенции.

    Следите за тем, чтобы в его диете было достаточно твердой пищи, которую нужно измельчить зубами, чтобы проглотить. Увы, современный образ жизни часто „недогружает” челюстную систему. Ребенок ест много обработанной пищи (отварной, запеченной), но мало овощей и фруктов, над которыми нужно потрудиться (огурец, яблоко, капуста и т.п.).

    Есть мнение, что некоторые типы ортодонтических проблем и логопедические затруднения возникают именно из-за того, что у детей нет стимула активно работать челюстями и тренировать мышцы, связанные с ротовой полостью. Не забывайте включать в диету ребенка твердые продукты, тем более что большинство из них вкусны и полезны.

    Твердая пища: возможные проблемы

    Некоторые дети испытывают трудности с питанием, когда едят пюре с волокнами. Такое пюре не нужно жевать, достаточно пососать и проглотить, однако ребенок может воспротивиться. Возможно, он просто недоволен изменениями в питании, а может, ему сложно обработать пищу языком и тяжело ее глотать

    Лучшая профилактика таких затруднений - грудное вскармливание, поскольку грудь более тугая, чем соска, и мышцы челюстей и языка крохи тренируются естественным путем.

    Если у малыша возникали явные проблемы при прикладывании (плохо брал грудь, заглатывал много воздуха), из-за чего вы были вынуждены перейти на бутылочку, у него может быть легкий подвывих челюсти в результате родовой травмы или проблемы с мышечным тонусом, аналогичные затруднения могут возникнуть и при переходе на пюре с кусочками, а в дальнейшем - при жевании. Можно обратиться за консультацией к врачу-остеопату.
    Если проблемы с твердой пищей все же возникли, попробуйте на пару недель вернуться к жидкому пюре, а потом попробовать еще раз. Все еще не получается? Помогите малышу потренировать язычок.

    Помогайте ему посасывать безопасные игрушки, помещая их то в левую, то в правую сторону рта. Обмакните в пюре такую игрушку, чтобы у ребенка был стимул поработать язычком.
    Попробуйте предложить своему малышу малюсенькие кусочки мягкой пищи без пюре, чтобы он мог их помусолить, - например, кусочек вареной цветной капусты. Иногда это помогает привыкнуть к новому типу продукта.
    Помогите крохе освоить пищу такой консистенции - это важный тренировочный этап перед стадией жевания. Очень важно приучить ребенка к тому, что измельченная твердая пища должна обработаться слюной и перетереться языком в процессе приема пищи. Это профилактика глотания кусков в более старшем возрасте, а также профилактика несварения на данном этапе развития.

    • Если вы замечаете, что ребенок тяжело адаптируется к новой пище, то после пюре с кусочками стоит некоторое время не давать хлеба и мяса кусочками. Когда кроха сталкивается с проблемами, стимулируйте его к жеванию и активной работе языком. К осознанной зарядке для языка он пока не готов, но старайтесь по возможности кривляться, когда ребенок, подражая вам, должен строить страшные рожицы, высовывать язык, облизываться и т.п. Поощряйте его к развитию, позволяя брать в рот, сосать и жевать разные безопасные игрушки.
    • Ребенок отказывается от измельченной твердой пищи. Скорее всего, основные проблемы - с подвижностью языка. Продолжайте давать крохе кусочки мягкой пищи в качестве основного питания, а измельченную твердую давайте в количестве пол-ложки, на которую у ребенка хватит терпения. Продолжайте развивать подвижность языка, следите за тем, чтобы ваш карапуз учился пить глотками с ложки или из чашки.
    • Малыш охотно ест печенье, но отказывается жевать яблоко и другую твердую пищу, хотя у него уже есть достаточное количество зубов. Скорее всего, челюстями он работает всего раз - при кусании, а потом печенье тает у него во рту. В этом и причина любви-нелюбви к продуктам. Обычно такие дети из всех фруктов предпочитают бананы. Тренируйте навыки жевания, постепенно переходя от мягкой пищи к твердой.

    Сегодня мы с вами поговорим о том, как приучить своих детей к здоровой еде. Этот вопрос интересует многих родителей во всех уголках земного шара. Ведь ни для кого не секрет, что именно от здоровой еды зависит состояние здоровья нашего ребенка, его физическое и умственное развитие, а также полезная привычка питаться правильными продуктами длиною в жизнь. Безусловно, здоровье ребенка бесценно - так давайте с малу учить наших любимых деток кушать здоровую еду. Из собственного опыта знаю, как это сложно сделать, но данная статья поможет вам без особых трудностей приучить свое чадо полюбить овощи, рыбу и другие натуральные продукты.

    Ни для кого не секрет, что Япония занимает лидирующую позицию в плане продолжительности жизни. И это не удивительно, ведь употребление здоровой пищи является частью культурной традиции этого народа. В основе их рациона лежит рис, большое количество рыбы, разнообразные морепродукты и, конечно же, овощи. На улицах этой страны трудно встретить ребенка, требующего что-то из фаст-фуда или же другие вредные перекусы. Ведь когда ребенок сыт (читай - накормлен здоровыми продуктами), то желание скушать какие-либо вредности минимальное.

    Сейчас, в период тотальной нехватки времени, детям и родителям, в первую очередь, очень трудно удержаться от изобилия таких вкусных и доступных быстрых перекусов. Но не забывайте, что удовольствие от вредной еды очень быстро проходит, так же как и чувство сытости. А наш организм (особенно растущий) недополучает так необходимые для его полноценного существования стройматериалы: микроэлементы, витамины, клетчатку, белки, ненасыщенные жиры. Вот почему так важно научиться готовить полезные блюда для своих детей.

    Японские мамы еще с пеленок прививают своим деткам любовь к здоровой еде и уж точно знают, как накормить ребенка правильной едой. Их опыт и советы вы найдете ниже по тексту. Уверена, что многие из вас присмотрят для себя подходящий метод, и уже очень скоро ваше чадо с удовольствием будет жевать то, что вы предложите ему в тарелке.

    Также считается, что чем раньше вы начнете знакомить своего ребенка с полезными продуктами, тем больше вероятность того, что они придутся ему по-вкусу. Так что смело начинайте вводить прикорм своему малышу, начиная с овощей. Вкусовые рецепторы маленьких деток еще не сталкивались с вредной едой, и поэтому их проще приучать получать удовольствие от простой здоровой пищи.

    1. Старайтесь готовить как можно чаще блюда с использованием разнообразных овощей, цельнозерновых круп, фруктов. Кушайте их сами и ненавязчиво предлагайте ребенку, тем самым подавая ему пример, как нужно правильно питаться.
    2. Желательно, чтобы на обед вы готовили овощные супы, а на гарнир всегда были овощи, обжаренные в масле или приготовленные на пару. Так, ежедневно имея на столе овощи, ребенок скорее их полюбит.
    3. Не высказывайтесь плохо в сторону вредных продуктов (мороженого, чипсов, сухариков, тортов, пирожных и т. д.). Они всегда будут присутствовать в нашей жизни. Конечно, домой покупать их не стоит, но иногда можно и разрешить ребенку скушать кусочек тортика или мороженое.
    4. Забудьте о таких перекусах, как крекеры, булочки, колбасные изделия, шоколадные батончики и т. д. Уже сегодня поставьте на своем столе вазочку с фруктами или кусочками овощей (брусочки сладкой морковки, например).
    5. Все дети обожают сладости. Так приготовьте им вкуснейшие десерты из фруктов. И вкусно, и полезно!
    6. Позаботьтесь о том, чтобы в доме всегда был запас фруктов и овощей (свежих, консервированных, замороженных).
    7. Готовьте еду для своей семьи с использованием разнообразных овощей. Это не только полезно, но и значительно сэкономит ваше время, так как не придется готовить отдельные детские блюда. Все будут кушать одинаково здоровую пищу.
    8. Зачастую дети отказываются кушать овощи как самостоятельное блюдо. Включите фантазию! Поставьте на стол любимый соус и разрешите им макать овощи в соус руками. Брокколи, морковка, цветная капуста будут съедены на ура.
    9. Вместе с ребенком придайте овощам смешную форму и украшайте ими готовые блюда. Думаю, забавные фигурки исчезнут первыми со стола.
    10. Предложите ребенку пойти вместе с вами на рынок и своими глазами увидеть широкий ассортимент овощей и фруктов. Пускай сам выберет что-то из них на свой вкус.
    11. Разрешите ребенку помогать готовить вам овощные блюда и сервировать для них стол. Пускай почувствует себя шеф-поваром.
    12. Покажите ребенку, как растут овощи на огороде или фрукты в саду. Если такой возможности у вас нет, то посадите вместе с ним семена зелени (укропа, петрушки) в горшочек у себя на кухне. Безумно интересно наблюдать за тем, как растет собственноручно посаженная зелень, а потом добавить ее в салат!
    13. При походе в супермаркет разрешите ребенку самому выбрать фрукты и овощи для всей семьи на ближайшие дни.
    14. Когда предлагаете ребенку новую и незнакомую для него еду, сохраняйте спокойствие и сдержанность.
    15. Прием пищи у ребенка должен ассоциироваться с позитивными эмоциями. Никаких нравоучений. То, что не нравится сегодня, может стать любимой едой завтра.
    16. Не давите на ребенка и не заставляйте его кушать. Ребенок тоже личность, и он имеет полное право не любить брокколи (читай - любой другой продукт).
    17. Ни в коем случае не используйте еду в качестве поощрения за хорошее (в вашем понимании) поведение.
    18. Не заставляйте ребенка мыть после себя посуду. Хвалите его, и он будет делать это чаще!
    19. Старайтесь кушать в одно и то же время. Со временем организм сам подскажет, что пора обедать.
    20. Имейте в виду, что один и тот же продукт можно приготовить разными способами. Например, картофель можно жарить, запекать в духовке или сделать пюре. Вкусно, разнообразно и необычно. Также многие овощи можно кушать в сыром виде.

    Перевод малыша с пюреобразного питания на взрослую пищу некоторым родителям представляется довольно затруднительным за счет того, что ребенок отказывается от твердой пищи, так как у него не получается ее жевать и новая консистенция продуктов ему незнакома. У взрослых сразу появляется множество тревог, которые связаны с данной проблемой. К году в рационе питания уже должна быть пища кусочками.

    В возрасте двух лет малыш должен уже сам уметь жевать взрослую пищу. Пережевывание еды это естественный физиологический процесс, который взаимосвязан с другими процессами, происходящими в организме. Например, при жевании еда смачивается слюной, которая играет очень важную роль в переваривании пищи. К тому же с ростом ребенка увеличивается и суточная потребность в витаминах и микроэлементах, которую не могут восполнить жидкие продукты. Но некоторые дети отказываются употреблять более твердые продукты.

    Специалисты выделяют несколько причин, из-за которых у детей плохо развит рефлекс жевания.

    1. Запоздалый ввод прикорма.

    2. Не использование прорезователей. Как бы ни было странно, но эти приспособления дают первые навыки жевательных движений.

    3. Гиперактивность малыша, которая не позволяет сосредоточиться на процессе жевания.

    4. Отсутствие усилий со стороны родителей, которые максимально облегчают себе жизнь и дают малютке только такие продукты, которые не приходится пережевывать.

    Процесс перевода ребенка на твердые кусочки должен быть постепенным. Для того чтобы развить у своего чада жевательные движения необходимо в пюре постепенно добавлять пищу кусочками. Сначала кусочки должны быть совсем крошечными, а затем все больше. Идеально для развития жевательных навыков подходит размоченная в супчике мякоть хлеба. При этом еду в рот малышу нужно подавать маленькими порциями, чтобы с непривычки кроха не подавился. Также нужно чтобы он был сосредоточен на процессе еды, и его ничего не отвлекало, потому что при первом опыте жевания твердой пищи, малыш может легко подавиться.

    Если ребенок все-таки отказывается от еды кусочками и постоянно выплевывает ее, то родителям необходимо проявить немало терпения и проявить свои артистические способности. Например, можно продемонстрировать своему чаду, будто сломался блендер и еду теперь нечем измельчать. Или можно притвориться, что в магазине перестали продавать пюре в баночках. Чтобы вызвать интерес к твердой еде можно дать ему вилочку и показать, как ей разминают картофель, банан или любой другой мягкий продукт. Зачастую дети хотят попробовать то, что сами размяли вилочкой. Но в этом случае нужно подобрать безопасную детскую вилочку.

    А чтобы проблем с переходом на твердую пищу не возникало нужно заблаговременно приучать свое чадо к кусочкам еды. Для этого можно использовать сушки, сухое детское печенье (по возрасту), крупные кусочки фруктов. Когда зубки еще не прорезались груднички только рассасывают подобные продукты, но в этот период уже формируются жевательные движения.