Духовный муж. Обязанности жены по духовному воспитанию мужа. Закон родственных душ и духовный брак

На пути ко Христу они оба пережили немыслимое… «Умоляю тебя, господин мой, раб Христов, – сказала Наталия, – пока ты еще жив, протяни руку свою, чтобы отбили её, и ты тогда сравняешься с прочими , которые более пострадали, нежели ты!» Святой Адриан протянул к ней свою руку, а она, взяв ее, положила на наковальню. Мучитель, ударив сильно по руке молотом, отсек ее, и тотчас святой Адриан предал душу свою в руце Божии от великих страданий».

Такой вот пронзительный пример, как жена может стать для супруга настоящей духовной наставницей, предваряет нашу беседу.

– Отец Владимир, вот ситуация: жена видит, что муж стал редко причащаться. Охладел в вере, что ли… Должно ли её это заботить?

– Это будет её заботить в любом случае, должно или не должно. Женщины – хранительницы очага, и дома у них всё под контролем. Разумное устройство в семье – это когда муж определяет стратегию: «куда идти», а жена – тактику: «как идти». «В 1945 году мы возьмем Берлин», – говорит муж. А жена отвечает: «Хорошо. Сейчас 1941-й. Значит, здесь мы роем окопы, там строим ДОТы, оружие берём вот такое…» И муж, если он мудрый, не станет стеснять жену в вопросах тактики. Его задача – следить, чтобы она не уклонялась от стратегии, потому что её желание «как лучше» часто уводит в сторону, и тогда стратегическое направление семьи меняется.

Но в вопросах «как идти» жена имеет право всё контролировать. На её усмотрение – хозяйство, семейная касса, одежда, еда и прочее. И вдруг выплывает такая зона – духовная, которая ей оказывается неподвластна. Если нет денег, можно из мужа «вытряхнуть» премию, уговорить, чтобы пошел подработал где-нибудь, или самой заработать. Если у детей «не хватает» знаний, можно нанять репетиторов. А здесь проблема: нарушается духовное устроение – что делать? И женщина бросается с головой в решение этой головоломки.

У нас есть штамп: чем чаще ходить в храм, тем больше воздействует благодать, человек исправляется, и жизнь налаживается. Часто своих домашних мы стараемся втиснуть именно в эти железные рамки. Но вопрос ведь не в количестве, а в качестве посещений храма.

Если человек идет в церковь, открывает там своё сердце, он соприкасается с благодатью Божьей. Пусть даже 10 минут постоял и поговорил с Богом, – этого может быть достаточно: ощутил отклик в душе, Господь коснулся сердца, и со временем человек захочет такого контакта еще. А если муж стоит в церкви «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», как отец Федор из «12 стульев» говорил, возникает проблема: сердце не включается. Наоборот, срабатывает «обязаловка».

По закону физики, сила действия равна силе противодействия. Так и здесь: чем больше женщина будет давить, тем больше домашние будут сопротивляться. Даже дети – до 14–15 лет ещё как-то будут повиноваться, ходить через силу, изображать крестное знамение и склонять голову, но потом начнут возмущаться, психовать, придумывать отмазки. А в 18-20 их уже и палкой в храм не загонишь, потому что богослужение ассоциируется у них с насилием над их волей и свободой.

И муж так же. Он готов смириться с тем, что жена первая на кухне. Соглашается с ней в бытовых, прикладных вещах. Даже послушается, когда ему скажут, какую рубашку надеть и как пиджак застегнуть. Но он никогда не смирится с тем, чтобы жена стала его духовным гуру.

– Женщина судит по себе, и если кто-то в семье перестаёт соблюдать посты или ходить в храм, она боится, что случится отпадение её родного человека от Церкви. Но, по всей видимости, частота посещений храма у мужчин вовсе ни о каком отпадении не свидетельствует. Но тогда почему так происходит?

– Есть анекдот про мальчика, сына английского лорда, который с детства был немым. И вот в день его 13-летия семья сидит утром за завтраком. Лорд говорит: «Доброе утро». Мальчик не отвечает. Подают овсянку. Отец и сын начинают есть. Вдруг отрок произносит: «Недосолено». Все в шоке: что такое, как это может быть! Сбежались родственники, спрашивают его: «Вы что, можете говорить?» – «Да, могу». – «Но почему не произнесли ни слова за все 13 лет?» – «Не было необходимости».

Так и в некоторых семьях. Женщина настолько пытается угодить мужу, что ему просто не нужно ничего. Жена есть? – Есть. – Слушается? – Вроде да, верующая же. – Деньги я зарабатываю? – Зарабатываю. В общем, всё хорошо.

Часто женщины, особенно молодые христианки, окружают своих мужей такой заботой, ну просто со всех сторон стелют. Смотришь на это всё и думаешь: действительно, зачем ему в храм ходить – накормлен, напоен, спать уложен…

– Не станем же мы за это женщину обвинять. И что делать в таком случае? Если жена не авторитет в духовном плане, как она может повлиять? Может, оставить этот вопрос на самотек?

– Нет, на самотек нельзя.

Главное, что женщина может сделать, это её личная молитва. Можно прийти к священнику, попросить у него правило для того, чтобы муж воцерковился, стал ближе к Церкви.

В моей священнической практике был интересный случай. Одна прихожанка, молодая девушка, познакомилась с парнем – совершенным атеистом. Он когда-то прочёл Библию, но над верой насмехался.

Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, он очень хороший, я его люблю, но боюсь связывать с ним свою жизнь». – «У тебя, – отвечаю, – два пути: либо ты от него отказываешься, либо за него борешься». – «А как?» – «Надо молиться». И я дал ей правило.

Мы много с ней об этой ситуации говорили. «Может, как-то его наставлять?» – спрашивала она. Но как наставлять, если человек по образованию психолог, кандидатскую пишет, образованный, начитанный – его не переспоришь. «Вы знаете, если я начинаю умничать, он в два счета меня за пояс затыкает. И потом так стыдно… Кажется, что я и веру свою не защитила, и на него обижаюсь», – рассказывала она.

Девушка положилась на волю Божью, усердно молилась. Один акафист 40 раз прочитала, потом второй, третий. Полгода, год прошел, и вот как-то раз приходит ко мне этот парень. Спрашивает: «Почему она сюда ходит?» В том смысле, что он искренне заинтересовался, зачем ей Церковь и вера.

Девушка не долбила парня разговорами, в пещеры, в Лавру не заставляла ходить. Но если он спрашивал, отвечала по мере своего разумения. Не пыталась его просветить, но делилась тем, что знает и чувствует. Я ей советовал: «Ты просто отвечай то, что думаешь. Если же будет спрашивать выше твоего понимания, скажи так: раз у тебя накопилось столько вопросов, давай сходим к священнику».

– Чего ни в коем случае нельзя делать – чтобы не вызвать то самое противодействие, о котором Вы говорили?

– Самая неправильная установка: «Я его воцерковлю». Или: «Я его изменю. Он будет другим». А не факт. В такой постановке вопроса уже заложено упование на себя, проявляется самость.

Считать, что «я его изменю», – безумие, потому что изменить другого человека может только Бог. Творение творение изменить не может, а вот Бог-Творец может всё. Значит, нужно начать с того, чтобы обращаться к Творцу.

Мы хотим изменить другого человека своими словами, действиями, предложениями, турпоходами или паломническими поездками. Думаем, что сводим его к такому-то старцу или авторитетному священнику… А старцы и отцы не являются авторитетами для этого мужчины. Ну да, старичок вещает чего-то. Так ведь ещё надо бы почитать в интернете, чего там о нем пишут…

Поэтому мечты нужно оставить и настроиться на труд. Если любишь человека и хочешь изменить его, это можно сделать только через жертву. Девушка, жена своей любовью может вымолить, пожертвовав часть сил, энергии, времени для молитвы о своем женихе или муже. И постепенно, по чуть-чуть он будет преображаться. Не сразу это произойдёт, Господь будет испытывать её веру. Но затем потихонечку преобразится и сам человек, и вся семья получит большое утешение и радость. Но всё это только через труд.

А в отношении поступков однозначно неправильно будет тянуть его в церковь: «ты обязан», «ты должен», ставить рамки, условия. Нужно начать молиться и потихонечку предлагать, заинтересовывать.

Часто мужья, как я уже говорил, не видят причины, по которой они должны идти в церковь. Жена прочитала жития святых отцов, усвоила, что если исповедоваться, причащаться, то так станешь отделяться от греха, Господь даст милость, будет освящать ум и просвещать сердце. Она-то это знает, но у мужа таких познаний нет. Если станет ему рассказывать, он на это никакого внимания не обратит, потому что жена для него – не авторитет духовный. Вот если скажет борщ посолить через 15 минут, он это беспрекословно сделает. Почему? Потому что если не поступить так, как она сказала, будет не борщ, а помои, и есть такое будет нельзя. А если её послушаться, будет хорошо чреву.

У мужчин больше развито рациональное восприятие. Так что самый лучший вариант для жены – найти священника, который бы постепенно достучался до его сознания, поговорил бы и объяснил.

Я в таких случаях приглашаю людей на молебен об успехе в делах. Даже самому далекому от веры мужчине «успех в делах» – это понятно. «Сколько нужно стоять?» – «15 минут». – «О, хорошо, вопросов нет…»

Вот помолились, я говорю короткое напутственное слово – цепляю его за живое, рассказываю, для чего ходить в храм, какая может быть у него цель. Не говорю – ты обязан, должен. Но предлагаю. В Православной Церкви Господь Иисус Христос для нас является покровителем, помощником, образцом для подражания. Господь не насилует волю, не заставляет, Он предлагает: придите, примите. Так и я говорю: «Хотите так вот и так? Нет? Пожалуйста…»

Всегда надо помнить: изменяет людей только Господь. Священник не «вправляет мозги», он сеет. Часто женщины, когда просят меня поговорить с их мужьями, опасаются: «Он не послушает…» Так нам и не нужно, чтобы послушал, нам нужно засеять. Священник засеял, жена удобряет благодатью. Благодать даётся через молитву. Вот и молится она тихонечко за мужа своего, просит Боженьку, чтобы Он открыл сердце, щедро окропил благодатью это зернышко.

Самое главное – избегать принуждения. Насилие не имеет в себе любви. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, но сорадуется истине. Там, где есть безграничное доверие друг ко другу, будет действовать любовь.

Если муж любит жену, он ей доверяет: хочет она так, значит, ей так лучше, пусть идет в церковь, помолится. Если он видит, что его поведение причиняет ей боль, просто ради нее придет в храм, сделает этот шаг любви. И взаимная жертва – её смиренная молитва и его искренняя уступка – будут постепенно усиливать чувства, давая тем самым возможность действовать в сердцах Богу.

О библейском идеале настоящего мужчины, о воинах, иноках и тружениках, о мужественных инспекторах ДПС, о семьях священников, о воспитании будущих мужчин без мужа семейный психолог Наталья Борисовна Киселева беседует с протоиереем Павлом Гумеровым.

Мужчина прежде всего – труженик

– Отец Павел, расскажите, что говорит нам Библия о предназначении мужчины.

– В начале 1990-х годов мне попалась в руки небольшая книжица, которую распространяли протестанты вместе с другой религиозной литературой. Называлась она «Чего хочет Бог от настоящего мужчины?» На обложке был изображен некий слегка небритый голливудский красавец, который, видимо, и олицетворял собой того самого «настоящего мужчину». Совершенно не помню содержания этой брошюры, все-таки прошло уже более двадцати лет, но ее название меня зацепило. Действительно, чего от нас, мужчин, ждет Господь? Как нам строить свою жизнь, чтобы она соответствовала замыслу Божиему о нас как о мужчинах?

Ответы на эти вопросы мы, конечно, в первую очередь должны искать в Священном Писании, ибо это слово Божие, а значит, оно напрямую выражает волю Господа обо всем роде человеческом и о мужском предназначении в частности. Уже во 2-й главе Книги Бытия, самой первой книги Библии, говорится о творении первого человека – Адама. Господь поселяет его в Эдемском саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). То есть сразу же после создания мужчина призывается Богом к труду, к деланию. Несмотря на то, что природа еще не была искажена грехопадением, райский сад уже нуждался в уходе, в заботе о нем. И эта работа поручается Адаму.

Далее первый мужчина получает второе задание. Он, как существо мыслящее, думающее и творческое, должен дать имена сотворенным Богом животным. Что, конечно, тоже является трудом, но уже интеллектуальным. Животных было очень много, и работа предстояла немалая. Из всего этого мы можем заключить, что Господь хочет, чтобы мужчина не сидел сложа руки, а был работником, тружеником, и желает, чтобы его труд приносил пользу.

После грехопадения первых людей Бог изгоняет их из Эдема и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19). Трудовая задача для мужчины усложняется. Природа уже не так плодородна и дружественна по отношению к человеку, она искажена после его отступления от Бога. Первый мужчина теперь будет добывать пропитание сам и кормить свою семью.

Из этих глав Библии мы выводим очень важное качество, которое должно быть присуще мужскому полу, – трудолюбие. Мужчина – это труженик, добытчик, кормилец семьи. Неважно, пашет он, охотится, чинит компьютеры, лечит людей, водит автобус или занимается научной работой. Главное, чтобы его труд приносил пользу людям и его семье. Не трудящийся, уклоняющийся от работы мужчина не выполняет одного из самых главных своих предназначений, данного ему от Бога.

Защитник и наставник семьи

– А на какие мужские качества обращается особое внимание в Новом Завете?

– В священной истории Ветхого Завета можно найти немало примеров настоящего мужского поведения. Но для нас, живущих в эпоху Завета Христова, конечно, главным ориентиром должен являться Новый Завет.

Новозаветные писатели, в частности апостол Павел, говоря о мужском предназначении, в первую очередь обращались к теме семьи. И неслучайно. Ведь заботясь о семье, о самых близких ему людях, мужчина может явить самые лучшие свои качества. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11: 3), – пишет апостол Павел. О том, что муж – глава жены, семьи, говорится еще в самом начале Библии, когда Бог обращается к Еве со словами: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Но мужчина Нового Завета не просто глава жены, он сравнивается со Христом: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). Муж должен, подобно Христу, быть защитником, кормильцем жены, а если надо, и умереть за нее.

Так как супруги – это «одна плоть», они должны стать единым телом и душой в браке, забота о жене должна быть для мужчины такой же естественной, как о своем собственном теле: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5: 28); «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33).

Апостол Петр повелевает мужьям проявлять снисхождение к женской немощи и слабости: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).

Не супруга должна «тащить» мужчину в храм, а он должен вести ее ко спасению

Мужчина не только кормилец и защитник, он и духовный наставник жены: «Если же они (жены. – прот. П.Г. ) хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14: 35). Конечно, чтобы наставлять жену и детей в вере, мужчина должен сам идти впереди жены. Не супруга должна «тащить» его в храм, а он сам должен вести ее ко спасению.

Быть образом Христа

Удивительное дело: нам, мужчинам, слово Божие предписывает равняться не на кого-либо, а на Самого Господа нашего Иисуса Христа! Куда уж выше. Но таково мужское предназначение – быть образом Христа и в семье, и в жизни церковной. Господь принял на Себя наше человеческое естество, чтобы искупить весь род человеческий, но пришел Он на землю именно в мужском образе. И поэтому (хотя это и не единственная причина) в Православной Церкви невозможно женское священство. Священник – это образ Христа, а Иисус Христос был мужчиной.

Да, планка нам задана очень высокая – быть образом Христа в своей семье и священником своей домашней Церкви. И учиться этому мы должны у Самого Христа Спасителя. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16); «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1), – говорит нам апостол Павел.

– А чему именно должны учиться у Христа современные мужчины?

– Господь создал Церковь – первую христианскую общину, семью – и является не только ее Главой, но и ее Попечителем, заботливым, ответственным Отцом. Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Мф. 20: 28). Вся земная жизнь Христа – это жизнь ради других людей. Никто и никогда не видел Его в праздности. Сначала Он помогает Своей семье – Матери Марии и Иосифу Обручнику, трудясь вместе с ним на плотницком поприще. А выйдя на общественное служение, Он все время посвящает труду ради Своей паствы.

Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным

Господь проходил огромные расстояния пешком, по горячим и пыльным палестинским дорогам, проповедовал, наставлял, исцелял, воскрешал. Он не имел постоянного жилища, испытывал тяготы, голод, зной, другие лишения, само служение Свое Он начал с сорокадневного поста. И этому мы, мужчины, также должны у Него учиться. Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным. Как говорит апостол Павел: «Умею жить в скудости, умею в изобилии…»

Христос уставал иногда так, что, уснув, не мог проснуться даже тогда, когда буря готова была потопить лодку, в которой Он забылся сном. Вспомните этот эпизод, когда апостолы во время бури стали в страхе будить Спасителя со словами: «Спаси нас, погибаем» (Мф. 8: 25).

Но Христос не только заботится о духовных потребностях людей, Он решает и все материальные проблемы первохристианской семьи. Когда люди ушли на большое расстояние от селений и захотели есть, Господь сначала накормил пять тысяч человек, совершив чудо умножения пяти хлебов, а потом и еще четыре тысячи нуждающихся. Он как бы говорит: «Пока Я с вами, вы не будете иметь ни в чем нужды». Вспомним один небольшой, но интересный эпизод. После Воскресения Господь является Своим ученикам на Тивериадском море. В ту ночь они не смогли поймать никакой рыбы. И Христос повелевает им вновь закинуть сеть. Пойманных рыб было 153. А когда апостолы вышли на берег, они увидели, что Учитель не только наполнил их сети, но и проявил трогательную заботу о них, трудившихся всю ночь: Он разложил костер и уже приготовил им рыбу и теплый хлеб. Кстати, Евангелие неоднократно рассказывает нам, как Господь заботился о рыбном промысле Своих учеников, помогая им добывать пропитание.

Настоящий мужчина всегда держит слово. Все, что Христос обещал Своим ученикам, Он выполнил.

Христос не только Глава, не только Труженик и Кормилец, Он Спаситель, Защитник всех слабых и обиженных. И в этом Он также дает высочайший пример всем нам, мужчинам. Настоящий мужчина – это защитник. Вспомним, как Господь ободряет кровоточивую женщину, которая прикоснулась к Нему (прикосновение такой женщины считалось в Ветхом Завете осквернением); как заступается за другую жену, скрюченную болезнью, и исцеляет ее в субботу, несмотря на возмущение фарисеев; как защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, от жестокой казни избиения камнями. Христос особенно трепетно относится к людям слабым, больным, нуждающимся в помощи.

А как Он относится к детям! Помните, ученики препятствовали приносить детей ко Христу, а Он пожалел их. Иисус даже приводит ученикам в пример ребенка, когда, обняв его, Он сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Настоящий мужчина должен любить детей.

А как снисходительно Христос относится к слабому полу! Он сурово обличает фарисеев и книжников, не может равнодушно пройти мимо беззакония, которое торговцы учинили в храме, приведя туда крупный рогатый скот и устроив пункт обмена валюты, но в то же время очень снисходительно относится к женской немощи и слабости. Вспомним хотя бы о том, что, когда Марфа очень невежливо укорила Спасителя, Он лишь мягко делает ей замечание: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк. 10: 41–42).

Настоящий мужчина – это друг. А друг, как известно, «в беде не бросит». Христос не только Отец христианам, Он Друг им. И Господь Сам говорит об этом: «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14). А друг должен, если надо, отдать жизнь за друга. Поэтому «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), – эти слова Спаситель говорит Сам о Себе.

И, наконец, Христос очень сильный Человек, сильная Личность. Он по Своей человеческой природе испытывал страх, искушения, боль, муки… Но как стойко Спаситель держится в этих страданиях! Вспомним, с каким достоинством Он отвечает на суде первосвященника, во дворце у Пилата. Он не унижается, не просит о пощаде. Перед Своими истязателями Он либо молчит, либо дает им краткие, смелые ответы. И этому также мы учимся у Него. Мужчина должен смело смотреть в лицо опасности и ни перед кем не унижаться.

Конечно, каждый христианин призван в своей жизни следовать Христу, но мужчинам это заповедано в особенности. И я бы посоветовал каждому мужчине-христианину иметь в красном углу икону Христа Спасителя. Не только образ Богородицы с Младенцем, а именно икону Спаса, и почаще, взирая на нее, молится Ему, помня, на Кого мы должны равняться.

Да, планка поднята высоко!

Герои есть, и они – рядом

– Отец Павел, расскажите о настоящих мужчинах, с которыми вам приходилось встречаться.

– Многим кажется, что сейчас мы видим очень мало примеров настоящего мужского поведения. Но уже порядком надоело бесконечное нытье о том, что мужское население измельчало и настоящих мужчин сейчас днем с огнем не сыщешь. Грешен, сам я тоже иногда впадаю в такое брюзжание.

Нет, примеров истинной мужественности довольно много. Так уж сложилось, и это совершенно не моя заслуга, но на нашем приходе святых Петра и Февронии в Марьине мужчин не меньше, чем женщин. Притом мужчин далеко не пенсионного возраста. И среди них я могу назвать немало примеров настоящих отцов, мужей и просто замечательных мужчин. Знаете, все мы люди разные, и нет, наверное, каких-то эталонных «настоящих мужчин». Ведь настоящий мужчина – это вовсе не какой-то культурист из голливудского боевика, который жмет от груди 120 килограммов и сражается с целой армией, или красавец-мачо из латиноамериканского сериала. Настоящий мужчина силен духом. Мне встречались прекрасные многодетные отцы, мужья, которых я смело бы отнес к настоящим мужчинам, но которые внешне выглядели весьма невзрачно: были маленького роста и весьма хрупкого телосложения.

Я упомянул наш приход. Среди наших прихожан я знаю двух удивительных мужчин. Они многие годы с нежностью и любовью ухаживали за своими тяжелобольными женами. И для меня они настоящие мужчины. Ведь ради своих любимых они пожертвовали очень многим, а их трудолюбие и ответственность выше всяких похвал. Знаю отцов, которые имели многочисленное семейство и еще усыновляли детей-сирот.

Но, наверное, нет людей, которые бы всю жизнь совершали только мужские поступки. Каждый человек имеет сильные стороны, но совершает и ошибки.

Среди моих знакомых немало людей военных, а в военной среде настоящие мужчины никогда не переводились. Например, мы дружим с отцом Константином Волковым, настоятелем подмосковного храма в селе Дарна. Он прошел Афганскую войну, сражался в разведроте, дал обет посвятить свою жизнь Богу, если останется жив. После войны крестился, принял священный сан и восстановил из руин храм. Можно вспомнить и отца Николая Кравченко (правда, с ним я не знаком лично), знаменитого «чукчу-снайпера». Он прошел многие горячие точки. В Первую чеченскую войну с отрядом в 50 человек, когда кончились патроны, он, с молитвой «Христос воскресе» на устах, с Божией помощью прорвался в рукопашной схватке через кольцо вооруженных до зубов чеченских боевиков. Все солдаты остались живы, хотя многие получили тяжелые ранения. Мой брат, священник Александр Гумеров, для меня также является примером настоящего мужчины-воина. Он, уже полностью отслужив срочную службу, добровольно пошел воевать в Дагестан и Чечню в конце Второй чеченской войны. А ведь на гражданке его ждали родители и невеста – они поженились, как только он вернулся с войны.

Вообще у нашей страны такой огромный потенциал, такое героическое прошлое, что это не может не сказаться на нашей генетической памяти. Это вселяет надежду на то, что, несмотря на годы безвременья и крушения всех нравственных ориентиров, наши мужчины, многие из которых находятся в спячке, воспрянут от нее и еще проявят себя. Огромная территория и суровый климат нашей страны, многочисленные войны на ее территории и за ее пределами – всё это сформировало особый тип, образ настоящего русского мужчины. Наш мужчина – это инок, воин и труженик. И все это не может пропасть втуне, все это есть в нашей генетической памяти. И все это нужно оттуда извлекать. Слава Богу, нам есть на кого равняться.

То, как геройски сражались наши солдаты в Афганистане, в Чечне, как сражаются сейчас в Сирии, говорит о том, что не перевелись еще на Руси настоящие мужчины.

Примеров русских мужчин-воинов, защитников, спасателей можно приводить очень много. Вспомним хотя бы, как в 2012 году в Амурской области во время учений геройски погиб майор Сергей Солнечников, который, спасая солдат, накрыл телом боевую гранату. Совсем недавно, этой зимой, в Москве инспектор ДПС Алексей Коняев бросился в ледяную воду и спас из Москвы-реки тонущую девушку. Ее джип протаранил ограждение и упал в реку. А ведь это был не спецназовец, не сотрудник МЧС, а обычный автоинспектор!

Говоря о настоящих мужчинах, нельзя не упомянуть монахов, а то может сложиться впечатление, что подлинные мужские качества возможно проявить только в семейной жизни или на войне. Нет, среди иноков также немало настоящих мужчин. Как весьма яркий пример могу привести епископа Тихона (Шевкунова). Владыка – истинный монах, труженик, вся его жизнь, все его многочисленные проекты направлены на служение Богу и людям. Он совершенно не живет для себя. Вообще монашество – это особый путь, очень трудный, опасный и ответственный, путь, достойный настоящего мужчины. И думаю, что именно мужчине, если он хочет в полноте выполнить заповеданное ему от Бога предназначение, нужно выбирать между этими двумя дорогами: монашеством и семейной жизнью.

Мужчина в семье

– К семейной проблематике и хотелось бы вернуться. Как должен вести себя мужчина в семье, каким должен быть мужем, отцом?

Святитель Григорий Богослов: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью»

– Начнем с образа отца. Отец не только ответственный человек, кормилец и защитник. Об этом мы уже поговорили. Он воспитатель для своих детей. Чем он воспитывает? Конечно, в первую очередь своим примером. «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью», – говорит нам святитель Григорий Богослов. И если мы хотим привить детям какие-то очень важные качества: веру, любовь, трудолюбие, нравственность, то сами в себе должны их воспитывать. Это самый надежный метод обучения: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Для меня мой папа с самого раннего детства и до сего дня как раз и являлся таким благим примером. И не только примером, образцом, но и другом, на которого всегда можно положиться. Не очень помню его наставления мне в детстве, но до сих пор задумываюсь, прежде чем что-то сделать: «А как бы поступил на моем месте отец?»

Если отец не показывает детям пример, тогда худо. Особенно на мальчика образ отца способен оказать очень большое влияние. Мы даже не задумываемся, как на наши поступки влияют те сценарии поведения, которые мы усвоили еще в детстве. Отец может уже отойти в мир иной, а его образ, его поведение будут ходить за нами, как тень отца Гамлета.

Думаю, что мужчина, бросающий свою семью, детей, совершает гораздо более тяжкое преступление, чем кража или, например, мошенничество. Украв что-то, ты наносишь временный урон посторонним людям. А бросив семью, ты крадешь счастье и детство у своих собственных детей. Невозможно представить, как разрушительно влияет развод родителей на их чад. Дети могут потерять веру, стать несчастными в личной семейной жизни, получить тяжелые психотравмы на всю жизнь. Хорошо еще, если человек, не получивший в детстве правильного отцовского воспитания, пришел к вере, имеет правильным ориентиром заповеди и ведет духовную жизнь.

Итак, отец должен учить жизни своим примером. И как любить свою супругу, и как защищаться от хулиганов, и как забивать гвозди. И, конечно, как молиться и в храм ходить. Это особенно важно, ведь веру можно передать только живым примером общения с Живым Богом.

Теперь о том, каким должен быть настоящий супруг. Об этом, собственно говоря, речь уже шла в начале нашего разговора. Разумеется, ответственным, трудолюбивым, заботливым (заботиться о жене как о своем теле). Свое главенство в семье муж должен доказывать не словами, а делами. Когда мужчина умеет принимать решения и нести ответственность за них, когда на пятерку выполняет свои мужские обязанности, ни у кого даже не возникнет вопроса, кто глава семьи. Я видел примеры, когда очень активные и любящие покомандовать женщины, выйдя замуж за настоящих волевых и решительных мужчин, становились послушными и заботливыми женами.

Ну и, конечно, ориентируемся на Христа. Ведь Он не только Отец Церкви, но и ее Супруг, Жених, как сказано в церковных песнопениях. И поэтому нужно всегда задумываться: «А поступил бы так с Церковью Христос, как я сейчас поступаю со своей женой?» И все сразу станет ясно.

– Традиционно крепкие семьи – у священников, ведь они вступают в брак один раз и на всю жизнь. Есть какие-то секреты прочности семьи?

– И я знаю немало прекрасных священнических семей, в которых муж – глава – может служить образцом для подражания. У священников, действительно, как правило, крепкие, дружные, многодетные семья. Хотя, конечно, и исключения из правил встречаются.

Священник – это не профессия, это служение, которое проходят на протяжении всей жизни. Даже если батюшка выйдет за штат, он не перестанет быть священником. И жизнь батюшки подчинена определенному укладу, правилам. Если священник овдовел, он уже не может жениться второй раз, остается вдовцом. Батюшка не принадлежит сам себе, он как солдат: куда послали, там и служит.

Служение это непростое, рабочий день не нормирован. На первом месте должно всегда стоять служение, ну а потом семья. Поэтому священник должен особенно ответственно относиться к выбору матушки – жены. Она должна быть человеком крепкой веры и большого терпения, смирения, чтобы вынести вместе с супругом все тяготы приходского служения. Но зато эти качества очень помогают ей построить хорошую семью, обеспечить батюшке надежный тыл.

И священник, и его матушка призваны к служению. Многие супруги священников регентуют, поют в храме, ведут воскресную школу, шьют облачения. И поэтому в семейной жизни им легче, чем другим, ведь семья – это тоже служение. А ответственность священника, сам его труд, отсечение своей воли, и не в каких-то подвигах, а в повседневной обыденности, конечно, помогают и в жизни семейной.

Воспитай себя, воспитай сына

– С какими недостатками должен бороться в себе мужчина, какую вести работу над ошибками, чтобы стать настоящим мужем и отцом?

– Со всеми недостатками, противоположными тем добродетелям, о которых мы говорили. То есть с ленью, инфантильностью, безответственностью, эгоизмом, слабоволием, трусостью. Настоящий мужчина не должен идти за своими страстями, инстинктами, хотениями. Он должен быть аскетом. Это женщине, может быть, простительно проявить слабость, поспать подольше, понежиться…

Если мужчина будет проявлять слабость, страсти возьмут над ним верх. Известны слова Евангелия: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Так вот, мужчине дано очень многое. Он глава, а значит, он имеет власть, его должны почитать, слушаться. Он лидер, существо ведущее. И девушка, и женщина идет за мужчиной. Мужчина имеет гораздо бо льшие свободы и возможности (в том числе и финансовые), чем женщина. Женщина более привязана к дому, к детям. Но всеми этими возможностями мужчина может злоупотребить, если не имеет твердого духовного стержня, не борется со своими страстями. А мужчина, живущий по страстям, легко превращается в животное, зверя. Как часто некоторые мужчины используют во зло свою свободу и власть, думаю всем известно.

Если мужчина подвержен страсти блуда, винопития, наркомании или пристрастен к азартным играм, то вообще беда. Из страстей, которые особенно присущи мужчинам и очень им мешают, можно еще назвать гордость и рождающееся от нее упрямство.

Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству

Еще одна «фирменная» мужская страсть – это гнев. Если с гневом не вести борьбу, он может довести мужчину до очень тяжелых последствий. Мужчина, который должен быть защитником, покровителем слабой женщины, в гневе может поднять на нее руку. «Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце», – грозно обличает святитель Иоанн Златоуст мужей, бьющих своих жен. Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству.

– Как родителям воспитать из мальчика настоящего мужчину?

– В полной семье воспитать мужчину, конечно, гораздо легче. Тут главную роль играет отец, хотя и мать очень сильно может помочь ему в этом – тем, что будет прививать ребенку почтение к отцу, уважение к старшим. Будет сама почитать мужа и жить в мире и любви с ним, будет учить мальчика ответственности, трудолюбию, учить защищать младших. Отец может учить ребенка чисто мужским занятиям: работать руками, строить, ремонтировать, водить машину, рыбачить, плавать, играть в спортивные игры. Очень хорошо вместе с сыном помогать другим людям, инвалидам, престарелым. Ведь мужчина – покровитель, защитник слабых.

И еще: вести себя с женой как настоящий мужчина, рыцарь, помогать ей, оберегать от тяжелого труда, оказывать знаки внимания. То есть учить сына правильному общению с противоположным полом.

При этом учить детей нужно самим своим образом жизни – я уже говорил об этом.

Очень важно оградить ребенка от семейных конфликтов и разборок. Он не должен всего этого видеть. В его жизни папа и мама должны только любить друг друга и быть во всем согласны между собой.

Если отца нет

– А о чем надо помнить матери, которая растит сына без отца?

– Женщине, воспитывающей ребенка без мужа, не надо освобождать сына от принятия решений и ответственности. Он должен с малых лет иметь свои обязанности, приучаться к труду, помогать маме, жалеть ее. Его нужно приучать к мысли, что он единственный мужчина в семье, что на него вся надежда.

Нужно, чтобы он общался с мужчинами (конечно, надежными). Это могут быть его дядя, крестный, дедушка. На любом приходе есть мужчины, которые охотно возятся с детьми. Хорошо, если мальчик будет помогать в мужских приходских делах. Также неплохо, когда мальчик посещает спортивные секции, кружки, где руководителем является мужчина. То есть недостаток мужского общения и хорошего мужского примера нужно как-то восполнить. У одной моей знакомой умер муж, и она растила сына одна. Когда он стал подростком, она отдала его на обучение в артель строителей, которые восстанавливали их приходской храм. Там трудились верующие мужчины, и это принесло юноше большую пользу.

И еще о женщинах

– Как должны вести себя женщины, чтобы мужчины рядом с ними становились мужественными?

В.А. Сухомлинский: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин»

– Наш великий русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин». Думаю, что женщины должны взращивать в себе женственность, мягкость, смирение. Женщина должна не доминировать, а помогать мужчине проявлять свои мужские качества. Во все века прекрасные дамы вдохновляли рыцарей на подвиги, а не совершали подвиги за них. Семейный психолог Ирина Анатольевна Рахимова как-то рассказала мне, что у нее была одна клиентка, женщина самостоятельная, успешная, настоящая бизнесвумен. И вот эта дама познакомилась с мужчиной. Он ей понравился, но ее смущала его нерешительность, да и зарабатывал он, по ее мнению, мало. Ирина Анатольевна поработала с ней, и вот этой женщине удалось как-то отойти в сторону и правильно мотивировать жениха. И тот взял на себя организацию и обеспечение свадебных торжеств. То есть эта женщина не стала взваливать все на себя, а дала возможность проявиться мужчине.

Ну и, конечно, женщине необходимо поощрять мужчину, вдохновлять его, ценить то, что он делает, а не воспринимать его усилия как что-то само собой разумеющееся. Женщине само слово Божие заповедует почитать мужа, уважать его.

– Батюшка, и в заключение несколько слов поддержки для наших мужчин, чтобы им укрепиться в их благородном, но нелегком служении.

– Мы сегодня очень много говорили о том, что должен делать мужчина. Да, путь мужчины непрост, получается, он в ответе за всё как глава семьи. Но, как поется в песне Булата Окуджавы: «Товарищ мужчина, а все же заманчива должность твоя». И за свои труды мужчина получает в награду почет, уважение и любовь своей жены и детей. А главное – он выполняет заповедь Божию о служении Богу и людям, и, конечно, его труд не останется без награды, даже здесь, на земле.

Мне 24 года, мужу 29. До брака встречались 8 месяцев, потом поженились и живем уже год. Уже или всего) Дело в том, что мой муж очень религиозный православный. Сам он по маме русский по папе осетин. Раньше меня его религиозность не смущала, когда мы встречались. Очень современный на вид, красивый, с прекрасным ч. юмора, имевший раньше много девушек, вдруг он стал религиозным. Свое «преображение» он мне объяснил так: мол жил он до 30 лет и чувствовал, что не клеится у него жизнь, что ведет неправильный образ, девочки, тусовки, алкоголь (хотя на самом деле все было не так ужасно)). И семья у него религиозная, начала давить на него, мол женись, найди порядочную девушку-христианку итп. Семья живет в Осетии, хотели там его женить, на горной девочке-христианке-осетинке, но мой захотел найти сам, но тут, в Москве. Я же в то время когда мы познакомились как ни странно тоже находилась в каком то духовном поиске. Всякие гулянки с подружками мне надоели, захотелось семьи, спокойствия. Интересовалась в то время религией, Церковью, захватило. И я прям таки просила у Бога: дай знак на верном ли я пути. Я ходила в Церковь, читала литературу. + попутно мечтала встретить хорошего мужчину (до 24 лет у меня таки не было серьезных отношений, хотя ухажеров было немало). И тут появился Он. Как знак свыше. Такой интересный молодой мужчина, безумно красивый, брутальный, работающий, 2 высших, с трепетным отношением к женщине и семье. Мне начало казаться, что это действительно какой то дар с небес (Божий), и знак, что я на правильном пути и вот оно мое счастье. мы поженились через год (обвенчались), до этого жили год как говорится во грехе. Но в это время как раз происходило это его религиозное становление. И мое тоже, вроде) поехали в Осетию, там всем селом чуть ли не в горах сыграли свадьбу. Родители и все его кавказские родственники без ума от меня. Что такая хорошая, молодая, умная и главное – верующая христианка. И такая хорошая русская (хотя папа у меня еврей на половину вообще)! Хотя у них в родне уже женился кто то на русской, но все равно осетинке дают преимущество) У них дома много икон, они часто упоминают Бога, молитвы читают перед едой, с утра, перед сном. В платочках многие ходят. Даже не отличишь мусульманка или христианка. Такая вот атмосфера. И вся его родня такая. Но, честно, дома у них действительно хорошо так, уютно, такая благодать и добро) мать и отец душа в душу живут, чувствуется эта любовь друг к другу, пропитанная религией (со стороны отца в основном идет религиозность, мама более «приземленная») и по началу я была счастлив,а что вышла замуж за такого человека. НО! Вот уже год живем тут, в Москве,

Живем в принципе нормально. В быту мне тяжеловато, конечно (у кого муж с кавказа (даже если русский с кавказа) знают). Но муж помогает все-таки.

Основная проблема опять таки в религии. Я знаете уже полгода живу так. Я день верю в Бога, день не верю, и так каждый день. Я не могу об этом не думать. Т.к. религия у нас стала основой жизни. Не то что у нас одни разговоры о Боге итп нет, но любые наши начинания, мысли итп сопровождаются причитаниями мол «все по Божьве воле», «Все будет как решит Господь». Если что-то не получилось у мужа (а я могла это предотвратить, но он не дал), он говорит «значит так Бог захотел» итп. Когда мы весело болтаем, планируем что-то. опять вставочка – «как Бог решит». Муж закачал в айфон библию и почитывает ее, кидая мне некоторые фрагменты. С утра и вечером мы читаем молитву вместе. Хотя прямого запрета нет вроде, но муж считает, что пить и курить запрещено. Мы никогда не пьем. Когда я как то сказала ему что вина захотелось мне, то он пошутил, что во мне что-то исконно русское зашевелилось (мол тяга к алкоголю) и типа, что неявный грех (бокал вина) ведет к явному (пьянство) и что-то типа этого. Про кальян то же самое говорит. Меня особо не смущает то, что он против алкоголя. По мне, так даже лучше. вообще он занимается как бы моим религиозным "образованием", кидает мне ссылки что хорошо бы почитать ну и молитвы сказал какие выучить. вот и все) Есть некоторые моменты, когда он что-то запрещает мне. Но там в основном мелочи, которые мне выполнить не стоит труда, т.к. мои просьбы он выполняет тоже. НО! Я не могу с собой ничего поделать, но все чаще я начинаю думать, что не верю в Бога. В плане Христианском (троица), в Священную Библию и во все эти обряды. Что когда я читаю молитву, я лицемерю. Т.е. в Бога я верю все-таки, но не в рамках какой то религии. Есть такая фраза «не надо путать веру с религией», это про меня. А мой муж верит именно в Святую троицу, почитает Христа, Библию и все что связано с православием. И жену он искал такую же. и меня вроде никто не принуждал, т.к. тяга к православию возникла до встречи с ним. И живем мы, в целом, хорошо. Мы так же ходим в кино, иногда гуляем, смотрим телик, болтаем на разные отвлеченные темы, шутим, одеваемся не в рясы)) модно и по светски, правда мини юбки мне запрещены) в сексуальном плане у нас все очень хорошо. он безумно хочет детей и вполне возможно что я уже беременна (через недельку узнаю). Но! Я чувствую и он сам говорил, что религия это самое важное в жизни, что жить надо только по религии (не грешить, не изменять, жене слушаться мужа, мужу хорошо относится к жене итп). Мы всегда вдвоем, он почти не имеет друзей, т.к. у них «неправильный образ жизни». Вы не подумайте, он не отшельник какой-то, я видела как он общается с ребятами, мужчинами – нормально, уверенно, шутят, его все хорошо принимают. Девушки и женщины просто без ума от него. Но он не ходит с ними никуда гулять, общается в рамках работы и учебы (на повышении квалификации сейчас), когда его зовут куда-то в кафе, за год 1 раз ходил. На корпоративе час посидел и домой пришел. Правда, отдать должное, я по какой то причине сама ему названивала мол давай быстрее, я тебя дома жду. И на этот корпаратив он меня с собой позвал, кстати. Ну какой мужик так делает?)) Т.е. он Архи-семейный! Всегда домой торопится, каждую свободную минутку со мной, каждый рубль тратит на нас. когда к его родне в Осетию ездили на свадьбу, то я думала ну вот тут он со своими будет мужиками общаться, типичные кавказские дела) НЭТ. Опять – в основном со мной. Ездили в столицу, к родственникам. Он даже тут в Москве особо не звонит никому ни матери, ни отцу, ни сестрам, ни братьям. Ни денег туда ни шлет, ни приветов. Вообще атипичный кавказец)) Для него существует только его маленький мир – он и его жена ну и ребеночек, которого он очень ждет. Моей маме, например, кажется, что ее зять – чуть ли не идеальный. Подруги думают либо также, либо наоборот что он отшельник (т.к. с моими друзьями он тоже не хочет гулять выходить). Я с ним чувствую себя хорошо, очень уютно, с ним и отношения как будто на другом уровне, духовном что ли) НО: если я подойду и скажу ему мол, дорогой, знаешь, а я больше не верю в Бога. То он, конечно, попытается вернуть мне утраченную веру, но если не получится, я уверена на 100% – он со мной не будет строить семью. Он просто скажет, что сожалеет, что я сошла с истинного пути, что не может жить с нерелигиозной женой, даже если он ее любит. Кто-то на моем месте смог бы притворяться (поддакивать его фразам мол «на все воля Бога») и читать 2 раза в день молитву, (вообще по времени эти ритуалы занимают 10 минут в день), а «взамен» получить верного, доброго, хорошего мужа, для которого семья – истинная ценность. и у меня чувство, что его мать всю жизнь также «поддакивает» мужу (есть факты), но я вот чувствую себя лицемеркой и знаю что я ему такая настоящая нужна не буду.

П.с. я все таки еще раз замечу, что муж не фанатик, что он абсолютно адекватный, неглупый, с ч. Юмора, итп. Представьте современного молодого мужчину. И никто (пока я не говорила) даже и подумать не мог о такой его особенности как глубокая вера.

Я не знаю что делать. Я его очень люблю и уважаю. У меня нет больше причин, чтобы его бросать. Мы 2 месяца назад открыли небольшой магазин свой. У нас действительно дома атмосфера любви и тепла. Но у меня чувство что это все построено на моей лжи. Я искренне хочу поверить в Бога без сомнений. А сейчас я то день верю и чувствую себя самой счастливой девушкой на планете и думаю о том как мне повезло, а то не верю и думаю о том, что я просто лицемерка и то, что муж меня на самом деле не любит, а любит только до тех пор, пока мы с ним «в одной религиозной лодке».

Почему я не расстаюсь? Во первых люблю, во –вторых присутствует та тема, что не найду другого такого хорошего. Что женюсь обязательно на алкаше (и тогда буду думать лучше бы молился, чем пил) или на бабнике или просто на редиске) Вообще с людьми схожусь плохо, очень разборчива, многое меня раздражает и сама не подарок – не особо хозяйственная, такая легкомысленная, люблю «созидать» - учиться, читать, и всю эту бытовуху считаю чем-то «низменным»)) т.е. по сути не семейная, хотя всегда хотела такого мужа со «священным» отношением к семье. (получила) и ребенка, постоянно создаю бардак, рассеянная, капризная итп) до мужа вечно попадала в какие то передряги и когда встретила его стала такой спокойной, зная, что когда я с ним – со мной ничего не случится, что когда делаю как он советует, то тоже ничего плохого не происходит, что мы дополняем друг – друга. И разбавляю его серьезность, а он мою легкомысленность.

И вот через день я пью валерианку, плачу по ночам, обвиняю себя в лицемерии, то толстею то худею, выгляжу плохо, на работе заметили, все из-за этой неопределенности. не хочу врать всю жизнь. А может, я как и многие другие, через какое то время снова окунусь в эту религиозность и тогда моей горечи не будет конца.

Извините, за кучу букв, посоветуйте что-нибудь? Например, как перестать чувствовать себя лицемеркой, читая вместе с мужем молитву перед сном.

Почему-то некоторые неподготовленные люди, едва заслышав это понятие, трактуют его, как что-то причастное к к вере, духовности, хотя речь на самом деле идет о совершенно ином значении. Так, Духовный супруг является самым идеальным вариантом для создания семьи, который только можно себе представить.

Однако не стоит полагать, что духовным мужем может стать абсолютно любой человек с более-менее подходящим характером, ведь речь идет об особых комбинациях пар согласно Восточному китайскому календарю. Так, например, духовным браком будет считаться союз Крыса-Петух, Крыса-Бык, Крыса-Змея, Обезьяна-Петух, Обезьяна-Бык, Дракон-Петух, Дракон-Бык, Дракон-Змея (а вот пара Обезьяна-Змея, напротив, считается крайне неблагонадежной, так как речь идет о Векторном браке). Существует еще ряд комбинаций, которые автоматически подпадают под Духовный брак (так называемая вторая половина) и к ним относятся следующие союзы: Лошадь-Кот, Лошадь-Коза, Тигр-Кот, Тигр-Кабан, Собака-Кот, Собака-Кабан, Собака-Коза (из этой половины под Вектор выпадают два варианта пар - Лошадь-Кабан и Тигр-Коза). Все остальные варианты сочетаний, как бы люди внешне и внутренне не подходили друг другу, Духовным браком стать никогда не смогут.

Отвечая на вопрос, что же такое Духовный муж для женщины, следует сразу отметить тот факт, что она может смело считать себя самой настоящей счастливицей, если ей повезет в жизни встретить такого человека. Отличительной чертой такого союза является то, что он умудряется объединить в себе две совершенно разные личности, обладающие диаметрально противоположным темпераментом, характером, ритмом жизни, способностями и харизмой, но в то же время смотрящими всегда исключительно в одну сторону.

Такая ячейка общества образует своего рода "инь-янь", - темное и светлое, печальное и радостное, доброе и злое, а если рассматривать все вместе, то что-то очень крепкое и гармоничное. Разорвать этот круг не под силу каким-либо внутренним или внешним силам, так как эти два человека не могут представить своей жизни друг без друга, настолько каждый из них является дополнением и продолжением своей второй половинки.

То есть речь идет о том, что само по себе понятие "Духовный супруг" не является самостоятельным и обособленным, и оно уместно только в сочетании с "Духовной женой", так как оба спутника состоят в так называемом "Духовном" браке, который, казалось бы, благословили сами небеса.

Но для того, чтобы распознать свое счастье и получить возможность вступить в такой союз, следует быть подготовленным для него особым образом. Так, например, сложно представить себе условия более идеальные, чем одиночество и страх встретить грядущее неизвестное, не оперевшись об руку настоящего спутника. Кроме того, полностью созревший к духовному браку человек, очень четко должен понимать тот факт или чувствовать его на уровне своего глубинного подсознания, что в мире нет ничего более важного, чем его вторая половинка, а окружающие люди, пусть даже речь идет о самых близких друзьях и знакомых, являются всего-лишь временными спутниками, декорацией. Причем, как правило, люди, имеющие счастье заключить духовный брак, первые ищут пути для разрыва всех некогда тесных и прочных связей, так как где-то в глубине души понимают свое нестандартное призвание и предназначение.

Ни в коем случае не стоит полагать, что такие союзники являются отшельниками, вовсе нет, они прекрасно общаются с людьми, всегда приветливы, обаятельны и вежливы, но просто держатся они особняком, никого не подпуская слишком близко в свое внутреннее семейное пространство. Происходит это все как бы само собой, так как все свободное время духовные супруги стремятся провести вместе и им попросту жаль тратить бесценные минуты на совсем не интересные для них компании и общество в целом. К сожалению, этот несколько замкнутый образ жизни имеет один существенный недостаток, ведь дети духовных супругов также вынужденны расти в столь закрытой среде, хотя с одной стороны, в этом также есть свои плюсы.

Еще одной отличительной чертой духовного союза является то, что его участники испытывают друг к другу неугасаемый интерес и чувства их со временем только лишь разгораются с еще большей силой. Происходит это по той простой причине, что несмотря на максимальную близость, эти люди все-равно удерживают определенную дистанцию и предоставляют друг другу безграничную свободу.

И по аналогии с птицей, которая во что бы то ни стало стремиться вырваться только из закрытой клетки, эти люди не только не злоупотребляют этой свободой, но даже напротив, пытаются найти всяческие способы того, как провести это время именно со своим спутником.

При этом не стоит полагать, что с духовным супругом невозможны скандалы и выяснения отношений и все только и делают, что улыбаются друг другу. В этом союзе страсти кипят ни чуть не меньше, чем в любом другом, но с той лишь разницей, что верх всегда берет понимание и всепрощение.

Изменяли ли вы когда-нибудь своему мужу? А он вам? Скажете, что нет? Но ведь измена бывает не только физическая, когда соприкасаются тела. Бывает так, что соприкасаются души, и не известно, что хуже для второй половинки и больнее… Речь идет о духовной измене. Что же это такое?

Духовная измена – это когда человек думает о другом, скучает о другом, проводит время с другим, любит другого, не своего супруга. Но физически остается верен. То есть секса между ними нет, и создается иллюзия, будто бы такое общение в порядке вещей, ведь сохраняется верность.

Что такое духовная измена?

  1. Мысли. Если мысли постоянно возвращаются к другому человеку, вы вспоминаете о нем, думаете, представляете его, не можете сосредоточиться ни на чем другом – вы изменяете своему мужу, ну или если это испытывает муж, значит, он изменяет вам. Духовно.
  2. Желания. Если вы хотите увидеть другого мужчину, хотите, чтобы он оказался рядом, хотите провести с ним день, вечер, рисуете случайную встречу в своем воображении – это измена на энергетическом уровне.
  3. Мечты. Вы воображаете, как другой мужчина вас целует, вы представляете другого, занимаясь сексом с мужем, вы мечтаете о чем-то запретном с другим человеком – вы изменяете.
  4. Время. Вы проводите много времени вместе, общаетесь на разные темы, вам с ним интересно, вы им восхищаетесь, вы отдыхаете в его обществе – вы изменяете.
  5. Любовь. Вы осознаете, что любите другого мужчину, но не хотите рушить семью, поэтому просто тихо живете со своей любовью к другому – вы изменяете. При чем в том случае вы не просто духовно изменяете, вы разрушаете семью. Так как мужчина чувствует, что вся энергия, которая предназначена ему, утекает неведомо куда. Да и интуиция у мужчин тоже работает.

Тоже самое относится и к мужчине, если он думает о другой женщине, хочет быть с ней рядом, представляет ее голой, проводит с ней свое время или любит ее – он вам изменяет духовно.

Но что делать, если вдруг одного из супругов поражает другой человек? Если это как вспышка молнии? Как выстрел в самое сердце? Ведь есть такие случаи, когда любовь с первого взгляда (или увлечение), и человек, поддавшись искушению, рушит свое семейное счастье. Что делать, чтобы не допустить ни духовной измены, ни развала семьи?

Во-первых, если вы встретили другого мужчину, который вам очень понравился, значит, в отношениях с мужем есть хоть небольшая, но пропасть. Энергетически, женщина, которая без ума от мужа, полностью закрыта к новым знакомствам. Вокруг нее могут ходить интересные, обаятельные и обеспеченные мужчины с шармом, но она их просто не заметит. Если же заметила и попалась на крючок, значит, с мужем что-то не ладится. Возможно, ее что-то не устраивает в нем, в отношениях, в характере. Часто мужья не уделяет своим женам должного внимания, и они тянутся за этим вниманием в сторону. Часто мужья не говорят своим женам комплиментов, не восхищаются ими, и жены ищут это вне семьи. Женщина всегда хочет быть любимой, чтобы у мужчины горели глаза при ее виде.

Кстати, мужчин это тоже касается. Мужчина жаждет быть для своей жены героем, которым бы она восхищалась, в которого верила бы и обожала. Если жена этого не делает, муж может найти такое восхищение на стороне. Поэтому если муж вам духовно изменяет, значит, вы ему недодаете того, что ему нужно.

Поэтому при появлении на горизонте духовной измены, нужно бросать все силы на укрепление семьи, говорить о своих обидах, вместе залечивать раны, учиться поддерживать друг друга. Иначе потом будет уже поздно, так как духовная измена нередко переходит в физическую и потом вы или ваш супруг будут решать уже другой вопрос: « «.

Во-вторых, нужно силой заставить себя отречься от любых связей, любых чувств к другим мужчинам и исповедаться, раскаяться и мысленно попросить прощения у своего мужа. Необязательно делать все это в церкви по всем правилам, главное, чтобы все это вы сделали в душе.

Надеюсь, что вы поняли, что такое духовная измена и не допустите ее в ваших отношениях с любимым человеком!