Что в человеке помогает выживать? «Рационально то, что помогает человечеству выжить, — ему нужна своего рода избранная паранойя Что позволяет выжить

Солженицын в своем легендарном произведении рассказывает о заключенном с номером Щ-854,сталинского послевоенного лагеря. Там, к заключенным не принято было обращаться по имени, только по номеру. Хотя между собой, или в бригаде у арестантов было негласное правило называть по имени, ну или на крайний случай по фамилии.

Шухова же многие звали по имени и отчеству. Он хоть и не был выдающейся личность, однако пользовался уважением в своей бригаде и камере. Чем же мужчина отличался от остальных заключенных? Ответ на этот вопрос очень прост - мужчина на протяжении всего срока оставался человеком. Он по возможности всегда помогал другим, но никогда сам ни у кого не просил помощи. Шухов знал, что «долг платежом красен», а он не любил оставаться в должниках.

Прежде чем что-либо сделать или куда-либо пойти, мужчина заранее все старался распланировать. Но, тем не менее, Шухов всегда действовал исключительно из обстоятельств. Даже поход в столовую в одиночестве, мог стать «роковым событием», если надзиратель его заметит. Поэтому мужчина был очень осторожен и быстр одновременно.

Молниеносная реакция мужчины зачастую спасала его от голода. Если повар на раздаче «зазевается» и не успеет посчитать, сколько тарелок уже выдано, то Шухов, смекнув, непременно успеет спрятать две порции, для себя и бригадира.

Но в основном уважение к себе , заработал, конечно же, своим трудом. Он отлично разбирался в плотничестве, строительстве, шил тапки другим заключенным и всегда при себе имел деньги, хотя в колонии их было иметь запрещено.

Посылки жена ему перестала присылать, так как он строго запретил этого делать. Иван Денисович понимал, что на свободе у него дети, а забирать у них последнее – он не мог. Послевоенные годы были самыми тяжелыми для всех. Шухов при желании мог заработать себе и на табак, и на «повышенную пайку», но помочь семье он ничем другим не мог.

Что же еще помогало ему остаться человеком? Скорее всего, просто желание жить по-человечески. Он поступал и относился к другим так, как хотел, чтобы относились к нему. Мужчина понял, то, что если ко всему подходить с неким позитивом, то и жизнь становится лучше.

Да, в неволе мало поводов для радости, и все же Шухов старался их находить. Он был счастлив от каждой своей «маленькой победы» и это же давало сил к его новым «достижениям».

Шухов был очень запасливым и экономным человеком, поэтому даже отведенную ему пайку хлеба делил на небольшие порции и употреблял в несколько приемов.

Еще мужчине помогала его смекалка. Поэтому, когда однажды он нашел кусок железной арматуры, то не стал его выбрасывать, а рискнул пронести его в камеру. Мужчина четко спланировал, как это сделать, и у него все получилось. Из железа он решил сделать нож. Любые колющие и режущие предметы строго запрещены. Но без них порой не обойтись даже заключенному.

Вот так с помощью собственной ловкости, смекалки и нормального человеческого отношения, Шухов смог не только выжить в лагере, но и не утратить моральных качеств.

Специалисты Университета Британской Колумбии провели тесты и установили, по какой причине людям сложно выбрать активный отдых, когда есть возможность полениться. Результаты они опубликовали в журнале Neuropsychologia.

Эксперты 29 взрослых людей и сделали вывод, что для выбора в пользу активного отдыха мозгу необходимо больше усилий, чем для ленивого времяпрепровождения.

По словам исследователей, речь идёт об участках мозга, которые отвечают за здравый смысл и чувства. Когда участникам тестов приходилось принимать решение, между этими отделами начиналась "борьба".

Учёные подчёркивают, что тенденция к минимизации усилий носила ключевое значение в процессе эволюции. Экономия и сохранение физических ресурсов повышали шансы человека на выживание и репродукцию. Что ещё учёные выяснили о лени и лентяях.

Ленивая эволюция

Учёные из Университета Канзаса заявили, что к выживанию более способны самые ленивые животные, пишет Proceedings of the Royal Society. Специалисты изучили раковины трёх сотен видов моллюсков, некоторые из них существуют и сейчас. Также вычислили скорость обмена веществ в их организмах и сравнили между собой.

Как оказалось, организм древних моллюсков работал намного быстрее современных. По словам специалистов, эта активность крайне негативно на них и повлияла. Так, в результате они были менее способны к эволюции и в итоге вымирали.

Первых людей погубила

Если первых моллюсков слишком активный образ жизни погубил, то прямоходящих людей как раз умертвила . Об этом заявили специалисты из Национального университета Австралии в Канберре. Результаты исследования опубликованы в PLoS One.

https://static..jpg" alt="" data-layout="regular" data-extra-description="">

Учёные выразили надежду, что такие результаты помогут разработать новые лекарства, которые будут воздействовать на гены, обуславливающие пониженную активность.

Лень заразна

Французские учёные установили, что лень и нетерпеливость формируются под влиянием социума. Причём эти качества перенимаются неосознанно.

В эксперименте участвовало 56 добровольцев. Им предлагали принять решение в пользу того или другого. Причём они не знали, что часть участников группы примет решение, продиктованное специалистами.

Добровольцы полагали, что все участники эксперимента разделяли их точку зрения. Данный феномен называется "эффект ложного консенсуса". Кроме этого, эксперты зафиксировали и "эффект социального влияния", когда точки зрения участников становились похожи на убеждения других.

Как уверяют специалисты, оба эффекта, а также связь между ними помогали людям больше узнавать об убеждениях окружающих.

Лениво защищаемся

Американские эксперты утверждают, что лень представляет собой защитную функцию организма, включающуюся, если человек устал. Это может быть не только физическая усталость, на состоянии также сказываются умственные и эмоциональные нагрузки.

При перенапряжении мозг начинает работать гораздо медленнее, как бы намекая, что необходимо время на отдых. Если игнорировать такого рода послания, это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем.

Ключевые идеи из книги экономиста Нассима Николаса Талеба «Шкура на кону».

В закладки

Конспект подготовил MakeRight.ru - сервис, публикующий основные идеи из бестселлеров литературы по бизнесу и саморазвитию.

В своей новой книге Талеб исследует вопрос ассиметрии риска - когда одни люди перекладывают свой риск на других - тех, кто расплачивается за последствия чужих недальновидных решений своим материальным положением, здоровьем и даже жизнью.

Ещё в своих предыдущих книгах Нассим Талеб поднимал тему непрозрачности и сложности нашего мира - современные системы очень запутаны, они скрывают риск, а когда происходит событие из разряда «Чёрных лебедей» (редкое и труднопрогнозируемое событие, имеющее существенные последствия), то закон не может никого наказать. Обычный человек хрупок перед такими событиями.

Худшей проблемой современности автор считает перенос хрупкости с одной группы людей на другую - одни извлекают выгоду, а другие вынуждены мириться с потерями, хотя они ни в чём не виноваты. Из-за этого переноса закон всё дальше удаляется от этики. Похожие явления существовали всегда, но, как считает автор, сегодня дела обстоят особенно плохо.

В таких условиях нашу хрупкость может уменьшить требование ставить на кон свою шкуру. Чтобы общество функционировало нормально, мы должны понимать, насколько стороны в любой сделке рискуют, насколько ставят свою шкуру на кон.

Не должна быть приемлемой ситуация, когда тот, кто ничем не рискует, получает все преимущества в случае благоприятных последствий своих поступков, но избегает любой ответственности, в случае если последствия оказались негативными.

Но именно это произошло после банковского кризиса 2008 года - на деньги налогоплательщиков были спасены банковские гиганты, из-за которых, собственно, этот кризис и разгорелся. Банки пользуются всеми преимуществами информационной ассиметрии, но не несут никаких издержек, если всё начинает разворачиваться по негативному сценарию - они просто перекладывают риск на общество.

Принцип шкуры на кону помогает снизить негативное влияние ассиметрии, определить, где действия, а где пустые разговоры, где наука, а где сциентизм, где этические нормы, а где поиск лазеек в законах. Этот принцип нужен нам и на личном уровне. Шкура на кону - это очистительный фильтр, который помогает нам отделить истинное от ложного. Ведь если человек говорит одно, но его действия доказывают другое, то он не заслуживает доверия.

О том, почему нам необходимо руководствоваться принципом шкуры на кону, у автора есть несколько важных идей.

Идея №1. В нашем мире слишком много людей защищены от последствий принимаемых ими серьёзных решений

Талеб считает, что все мы подобны герою древнегреческих мифов Антею - наша сила пропадает, когда мы теряем контакт с землёй, который проявляется в принципе шкуры на кону. Когда мы ставим на кон свою шкуру, мы принимаем решения, взаимодействуем с миром и расплачиваемся за последствия принятых решений - как хорошие, так и плохие.

Проблема в том, что сейчас слишком много людей получили возможность принимать судьбоносные решения, никак не расплачиваясь за их негативные последствия. А если они не расплачиваются за негативные последствия, то и не могут сделать правильные выводы и повторяют ошибки вновь и вновь.

Так, автор приводит в пример тех, кого называет интервенционалистами, к которым причисляет неоконсерватора Билла Кристола и журналиста Томаса Фридмана, активно поддерживающих введение американских войск в Ирак и смену режима в Ливии, где сейчас расцвела настоящая работорговля.

По мнению Талеба, люди, которые голосуют за войну и призывают к ней, должны ставить на кон свою шкуру - они должны отправиться на неё сами или отправить на неё своих сыновей. Но интервенционалисты отправляют на неё других, а сами живут в богатых районах, наслаждаясь всеми благами цивилизации и ни в чём не испытывая лишений.

И так как они не могут ощутить ущерб от своих действий, то и не извлекают из них уроков. Плохой пилот не будет летать долго - он найдёт свою судьбу где-то на дне Атлантики, и его действия смогут повредить лишь ограниченному количеству людей.

Но те, кого не касаются негативные последствия их решений, не сделают правильные выводы. За их ошибки расплачиваются другие люди, нередко ценой своей жизни и жизни своих близких.

И беда нашего времени, по мнению Талеба, в том, что у нас образовался целый класс таких людей - так в нашем обществе нарушаются механизмы отсеивания и эволюции - люди, принимающие плохие решения, остаются на своих местах, повторяют свои ошибки вновь и вновь, они не рискуют, но перекладывают свой риск на других.

В основе бюрократии Талеб видит тот же принцип - человек удобно отделён от последствий своих действий.

Талеб считает, что всё это в корне неправильно - тот, кто не хочет рисковать, никогда не должен принимать решения.

В прошлом выдающиеся люди шли на риск - и зачастую они принимали гораздо больше рисков, чем обычные граждане - императоры умирали в сражениях, возглавляя свои войска. Талеб приводит данные, согласно которым меньше трети римских императоров дожили до преклонного возраста. Как отмечает автор, даже сегодня легитимность монархов требует физического риска. Так, второй сын английской королевы Елизаветы II Принц Эндрю воевал в Фолклендской войне, и его вертолёт был на передовой.

По мнению автора, система без механизма шкуры на кону, в которой будет постоянно нарастать ассиметрия и диспропорция, рано или поздно взорвётся (если вообще выживет), что приведёт к последствию подобному банковскому коллапсу в 2008 году.

После кризиса правительства спасали крупные банки, из-за которых и произошёл кризис, вливая в них огромные суммы денег налогоплательщиков. Как отмечает Талеб, к счастью, после кризиса рискованный бизнес переместился к более децентрализованным структурам вроде хедж-фондов, владельцы которых рискуют не только средствами клиентов, но и своими, то есть ставят на кон свою шкуру.

Один из них звучал так: «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнён. Если он убил сына хозяина, должны убить сына этого строителя».

Несмотря на кажущуюся жестокость, цель этого закона не в том, чтобы казнить всех направо и налево, а в том, чтобы спасать жизни, которые могут пострадать из-за плохой работы строителей. По мнению Талеба, это лучшее правило управления риском.

Как отмечает автор, это не значит, что нужно вернуть гильотину для банкиров, но наши системы должны быть построены на принципе шкуры на кону - тот, кто принимает решения, должен нести ответственность за их последствия, а обычные люди должны быть защищены от действий подобных людей.

Идея №2. Принцип шкуры на кону помогает нам отделить истинное от ложного

Многие знают о Золотом правиле: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

По мнению Талеба, претворению этого правила в жизнь мешает то, что мы часто не знаем, что будет хорошо для другого человека, но вот, что будет плохо, мы знаем. Поэтому автор предлагает альтернативу Золотому правилу - Серебряное правило: «Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

Талеб отмечает, что в современном мире преобладает некое модернистское мышление, которое он называет интеллектуализмом и определяет как веру в то, что можно отделить действие от результатов этого действия, что можно отделить теорию от практики и что всегда можно исправить сложную систему с помощью иерархического подхода, то есть сверху вниз.

В этом смысле, по мнению Талеба, чтобы отсеять истинное знание от интеллектуализма, мы должны руководствоваться правилом: «Тот, кто говорит, должен делать, и только тот, кто делает, должен говорить». (Автор делает исключения для математики, поэзии, искусства, философии).

Автор приводит пример из жизни. Раньше в нью-йоркских пригородных поездах у стены были выступы, на которых было удобно ставить напиток, пока читаешь книгу. Но затем в ходе модернизации дизайнер ради улучшения внешнего вида решил наклонить эти выступы, и теперь на них стало невозможно держать напиток.

По мнению Талеба, проблема в том, что дизайнер сам не ездил на этих поездах, его интересовало не удобство пассажиров, а стремление впечатлить других дизайнеров. У него не было шкурного интереса сделать поезд удобным.

Принцип шкуры на кону связан с самой мощной мотивацией. Если архитектора здания заставят переехать в него со всей семьёй, то в его интересах будет, чтобы это здание было самым надёжным, удобным и сделанным из лучших материалов.

Если запретить чиновникам от образования отправлять своих детей учиться за границу или в элитные школы, а сделать необходимым условием их пребывания на посту обучение их детей в обычных образовательных школах, они будут заинтересованы в максимальном улучшении качества отечественного образования. Без шкуры на кону мы халтурим, мы глупеем и теряем мотивацию.

Так, автор приводит в пример наркоманов, которые, когда дело доходит до того, чтобы раздобыть наркотики, способны на самые хитроумные уловки. Когда они проходят реабилитацию, то часто говорят что, если они будут тратить хотя бы половину этой ментальной энергии на зарабатывание денег, то гарантированно станут миллионерами. Но когда они преодолевают своё пристрастие, то все их чудесные силы испаряются. Когда у нас нет шкуры на кону, мы тупеем.

Кроме этого, по мнению автора, если владелец компании даёт ей своё имя, то, несмотря на критиков, обвиняющих его в эгоцентризме, этим он показывает, что ставит на кон свою шкуру - ему есть, что терять, ведь он рискует своим именем.

Но принцип шкуры на кону не только позволяет нам отделить истинное от ложного, он становится критерием настоящей жизни.

Талеб рассказывает, как однажды был на званом ужине и увидел там необычного гостя по имени Дэвид. Как он позже узнал, это был известный иллюзионист Дэвид Блэйн. Неожиданно во время обеда иллюзионист вытащил нож для колки льда и проткнул им ладонь.

Как позднее оказалось, это был не просто фокус - в конце вечеринки автор увидел носовой платок в руке Блэйна, которым тот зажимал кровоточащую рану - он на самом деле проткнул руку ножом. После того как Талеб понял, что Блэйн действительно рисковал, он стал относится к нему по-другому - иллюзионист стал реальным. А когда через несколько месяцев они снова встретились, автор увидел шрам на ладони Блэйна.

Талеб уверен, что жизнь состоит в том, чтобы жертвовать собой и принимать на себя риски, а без этого жизнь - не жизнь, а жалкое существование.

Идея №3. Честная сделка - та, в которой у каждой стороны одинаковый уровень неопределённости

Талеб советует остерегаться того, кто советует вам что-то сделать, уверяя, что это будет полезно для вас, если это будет так же полезно и для него, но при этом возможный ущерб его никак не затронет.

Автор приводит древнюю пословицу: «Поймав черепаху, сам её и ешь». Источник пословицы - история о группе рыбаков, поймавшей много черепах. Когда они приготовили их, то обнаружили, что те не особо вкусны и никто не хотел их есть. Мимо проходил бог Меркурий - рыбаки решили скормить ему черепах, которых не хотели есть сами. Но бог быстро это понял и заставил каждого рыбака съесть черепаху, установив принцип: если кормишь чем-то другого, ешь и сам.

Как отмечает Талеб, история о черепахах - это архетипическое описание всех сделок. На практике сам автор убедился, что если кто-то очень настойчиво рассказывает вам о чём-то как о безусловном благе, скорее всего, это не такое уж благо для вас, зато для другой стороны это точно благо. И возможно, что, прикрываясь добрыми советами, другой человек «впаривает» вам ненужный ему хлам.

В современном мире при заключении сделок нередки ситуации, похожие на описанную историю с Меркурием и рыбаками. Так, когда автор работал в инвестиционном банке, он видел, что трейдеры «впаривали» плохие акции своим доверчивым клиентам (которых называли швейцарцами), убеждая что это выгодное вложение, и акции вырастут.

Да, трейдерам нужно делать свою работу и приносить прибыль банку, к тому же они не делали ничего противозаконного, они просто использовали манипуляции и техники продаж. Это законно, но это явно не этично, и, по мнению Талеба, в таких ситуациях первична этика, а не закон.

Представьте, что вы продавец газированных напитков, и у вас на складе находится партия с уже истекающим сроком годности. Вам звонит покупатель и говорит, что готов купить её всю. Что вы станете делать - скажете ему правду или промолчите?

При любой сделке возникает проблема: как много информации продавец должен раскрыть покупателю, например, зная, что цена на продукт скоро упадёт? Этим вопросом задавались ещё в древности.

Известна дискуссия между двумя философами-стоиками - Диогеном Вавилонским и его учеником Антипатром из Тарса, который радел за самые строгие моральные принципы в отношении сделок, и позиции которого симпатизирует Талеб. Антипатр считал, что любая сделка должна быть прозрачной, и покупатель должен владеть той же информацией, что и продавец.

Автор считает, что это самая устойчивая позиция, так как она не зависит от времени, места, ситуации и прочего. Законы различны в разных местах, к тому же они довольно гибки в отношении необходимости раскрытия информации. Талеб отмечает, что этические принципы всегда более устойчивы, чем юридические, и право должно приближаться к нормам этики, а не наоборот. Он заключает: законы приходят и уходят; этика остаётся.

Так, в шариате есть законы, которые регулируют исламские финансы и устанавливают определённые правила симметрии в сделке. Шариат позаимствовал эти практики из более древних средиземноморских и вавилонских источников.

Шариат устанавливает запрет на гарар (неопределённость и обман) в любых торговых отношениях. В сделке стороны должны обладать одинаковым количеством информации, у них должен быть равный уровень неопределённости, а гарар, нарушение шариата, приравнивается к краже. Если только одна сторона сделки хорошо понимает её результат, это является нарушением шариата.

Тем не менее эти этические правила не могут быть универсальными - всегда есть какие-то группы людей, к которым эти правила не применяются. Афиняне говорили, что демократия подразумевает равное ко всем отношение, но оно не распространялось на рабов и мигрантов.

Как считает Талеб, это нормально, когда есть какая-то группа людей, в отношении которой мы можем поступиться этическими принципами, иначе система не сможет нормально функционировать.

Мы всегда делим мир на своих и чужих, мы делимся на клубы, а если они становятся слишком большими, то перестают эффективно функционировать. Поэтому автор выступает за те политические системы, где главная роль отводится муниципалитетам, а не центральному управлению.

Он считает, что нет ничего плохого в том, чтобы сохранять немного племенное сознание, если при этом строятся организованные отношения между племенами - это лучше, чем пытаться насильно всех «сдружить». Попытки собрать воедино шиитов, суннитов и христиан и заставить их жить мирно ни к чему хорошему не привели. Как отмечает автор, соседи по району обычно ладят лучше, чем соседи по комнате.

Идея №4. Терпимое большинство всегда подчиняется наименее терпимому меньшинству

Этой идеей Талеб иллюстрирует то, как, по его мнению, функционируют сложные системы, в том числе наше общество.

Вы не можете предсказать поведение сложной системы, анализируя свойства её частей. Главное - не то, как она устроена, а то, как взаимодействуют её части. Взаимодействие этих частей подчиняется в том числе правилу меньшинства.

Талеб формулирует его следующим образом: «Чтобы сообщество функционировало должным образом, нужно только небольшое количество нетолерантных, добродетельных людей, которые лично заинтересованы в исходе игры (они ставят шкуру на кон)».

Когда численность меньшинства, не собирающегося идти на компромиссы, достигает определённого уровня, например, в три или четыре процента от общей численности, остальной части населения приходится подчинится их требованиям и предпочтениям.

Человек, соблюдающий кашрут, не станет есть трефную пищу, но человек, не соблюдающий кашрут, вполне может есть кошерное. Человек, страдающий от аллергии на арахис, не ест продукты его содержащие, но может не есть их и тот, кто не страдает от аллергии, поэтому арахис не встретишь в самолётных меню и школьном питании. В Великобритании проживает всего до 4% мусульман, но гораздо большая доля мяса оказывается халяльной.

Правило меньшинства, когда бескомпромиссная группа подчиняет себе более гибкое и пассивное большинство, можно применить к самым разным областям. Так распространились автомобили с автоматической коробкой передач - ведь на них могут ездить и те, кто умеет управлять автомобилем на механике.

На Ближнем Востоке, родине христианства, распространился ислам - переход к этой религии считается необратимым, а ребёнок считается мусульманином, если хотя бы один из его родителей мусульманин. Так мусульмане практически полностью стали контролировать некогда христианский (коптский) Египет.

Сам ислам изначально не был однородной религией. Внутри него власть также захватило самое бескомпромиссное меньшинство - сунниты, придерживающиеся всё более строгих традиций. Таким же образом христианство победило язычество в Риме, где были терпимы к чужим религиям, но христиане настаивали на исключительности своего Бога.

В правиле меньшинства есть два уточнения: важно, чтобы «бескомпромиссная» группа не была изолирована в каком-то районе-гетто, а распределена среди большинства населения - тогда гибкое большинство подчинится нетерпимому меньшинству.

Кроме того, важно, чтобы соблюдение правила не выливалась в какие-то существенные расходы для большинства - халяльное мясо в Великобритании не распространилось, если бы стоило в десять раз дороже обычного. Тем не менее те правила, которые связаны с чужими религиозными догмами, могут приниматься в штыки, следовательно натыкаться на противостояние, которое замедлит их распространение.

Но в иных случаях можно ожидать, что требования нетерпимого меньшинства распространятся на всё общество. Так, из-за правила меньшинства в США и Европе постоянно растут продажи органических продуктов - производители указывают, что их продукция не содержит ГМО.

Автор отмечает, что, пытаясь продвинуть свои товары через подкупы политиков, учёных, журналистов и лобби, производители ГМО ничего не добиваются - они нацеливаются на большинство, но им противостоит нетерпимое к ГМО меньшинство, а значит, требованиям нетерпимого меньшинства подчинится гибкое большинство.

Правило меньшинства объясняет и то, почему для запрета книги или фильма, достаточно нескольких мотивированных активистов, а пассивное большинство, которому в принципе всё равно, просто подчинится их требованиям.

Талеб приходит к заключению, что нравственные ценности меняются не в результате соглашения большинства, а благодаря действию определённых личностей, которые, в силу своей нетерпимости, начинают требовать от окружающих определённого поведения и соблюдения правил. Автор приходит к выводу, что ошибочно считать, будто человечество становится гуманнее и лучше спонтанно - на самом деле это происходит за счёт действий небольшой группы людей.

Научный прогресс также не является следствием консенсуса, иначе мы бы до сих пор жили в тёмных веках. Прогресс и развитие человечества всегда определяется небольшим количеством бескомпромиссно настроенных людей, которые готовы на жертвы и которые ставят на кон свою шкуру.

У правила меньшинства есть очевидная тёмная сторона. Автор приводит парадокс - может ли терпимый западный человек быть терпимым к тому, кто проявляет нетерпимость по отношению к нему и к его культуре? Должны ли мы ради соблюдения принципа свободы слова давать такую свободу тому, кто хочет запретить свободу слова?

Идея №5. Люди, зависящие от оценки их работы вышестоящим начальством, не должны принимать критически важные решения

Сейчас мы осуждаем рабовладение, широко распространённое ещё в недавнем прошлом, тем не менее, как считает Нассим Талеб, и в наше время существует нечто подобное рабству - работа по найму, которая отдаляет нас от принципа шкуры на кону.

На заре христианства существовали странствующие монахи гироваги, жившие на подаяния. Около пятого века нашей эры их численность начала сокращаться, а позже они совсем исчезли. Официальная церковь не одобряла их - победила более упорядоченная и иерархическая система монашества, а гироваги не вписывались в эту систему, так как они были свободными и ни в чём не нуждались.

Как отмечает автор, если вы хотите создать религиозную организацию, да и вообще любую другую, в том числе стартап, совершенно свободные люди вам не нужны - ведь ваша задача лишить работающих на вас свободы, удержать их. Для этого вы манипулируете, заманиваете, обещаете награды в случае повиновения и наказание в случае неповиновения.

Раньше существовало понятие человека компании - это тот, кто годами работал в одной компании, разделял её ценности и строил жизнь вокруг своей работы. Теперь ему на смену пришло понятие сотрудника индустрии - это сотрудник, который не держится за одну компанию, но всё равно хорошо подчиняется, так как он боится огорчить не только своего работодателя, но и других потенциальных работодателей.

Автор приводит поговорку: «Важно не то, чем человек обладает или не обладает; важно то, что он боится потерять». Мы становимся хрупкими и уязвимыми, когда нам есть, что терять. Восхождение по карьерной лестнице стоит больших ограничений - чем большего вы добиваетесь, тем больше вы можете потерять.

Автор упоминает об экс-главе ЦРУ Дэвиде Петрэусе, который ушёл в отставку из-за скандала с любовницей - даже один из самых могущественных людей мира остаётся рабом системы. Тот, кто думает, что управляет чужими жизнями, как кукловод, дёргающий марионеток за верёвочки, в действительности сам остаётся рабом, судьба которого находится в чужих руках.

Анализируя подобные тенденции, Талеб приходит к выводу, что люди, опасающиеся негативной оценки их работы вышестоящим начальством, могут выполнять какие-то рутинные поручения, но не должны принимать критические решения.

Их интерес в том, чтобы начальство их похвалило, а не в том, чтобы принять верное решение. Именно в этом перекосе, ассиметрии, наравне с разделением обязанностей автор видит причину, почему людям проще продолжать оправдывать плохие решения вроде вторжений во Вьетнам и в Ирак.

Автор отмечает, что почти все нападавшие на башни-близнецы 11 сентября 2001 года были выходцами из Саудовской Аравии, но правительство США не стало с этим разбираться, опасаясь проблем с поставками нефти, и направило войска в Ирак. По мнению автора, так политики и чиновники, боясь перечить вышестоящему руководству, дали терроризму развиваться.

Поэтому, считает Талеб, миру нужны люди, которые будут заинтересованы в результате, а не в оценке их работы начальством.

Идея №6. Мы готовы мириться с определённым видом неравенства, но нас возмущает другой его вид

Люди интуитивно понимают принцип шкуры на кону - мы готовы мириться с одним типом неравенства, но нас возмущает второй. Неравенство первого типа связано с особыми талантами, одарённостью, когда превосходство одного человека над большинством неоспоримо. Мы не только готовы мириться с этим неравенством, но и восхищаемся выдающимися людьми - великими писателями, музыкантами, художниками, мыслителями, спортсменами, героями.

Но второй тип неравенства нас возмущает и оскорбляет - мы ненавидим богатых чиновников, банкиров, наёмных директоров корпораций - всех тех, кто купается в деньгах, ходит в шитых на заказ костюмах с галстуками и передвигается в дорогих машинах (зачастую с мигалками).

Как отмечает Талеб, ненависть ко второй категории людей характерна для всех стран. Так, недавно в Швейцарии выносили на голосование проект закона об ограничении зарплат менеджерам. И в то же время швейцарцы уважают богатых предпринимателей.

Что же нас возмущает во втором типе неравенства? Талеб уверен - люди понимают, что у второй категории людей нет личной заинтересованности в деле, они ничем не рискуют, их положение надёжно застраховано. И соответственно, мы считаем, что эти люди не заслуживают своего богатства - они не ставят свою шкуру на кон.

В то же время мы знаем, что предприниматели и талантливые люди, добившиеся успеха, рисковали очень многим - они ставили на кон свою шкуру. Этим же автор объясняет популярность Дональда Трампа - его критики указывали на банкротство и потерю миллиарда долларов, но только улучшили его имидж, ведь тот, кто потерял лично заработанный миллиард, отличается от того, кто не рискует собственными деньгами.

Идея №7. Только время является мерой всех вещей

Автор рассказывает об эффекте Линди - названном в честь популярного нью-йоркского гастронома, в котором его завсегдатаи, актёры, заметили закономерность - бродвейские шоу, продержавшиеся на сцене в течение ста дней, чаще всего могли рассчитывать ещё на такой же срок. Это правило применимо к самым разным областям. Книгу, которую читают уже сто лет, будут читать ещё долго, чего не скажешь о сегодняшнем бестселлере, который, скорее всего, скоро забудут.

Эффект Линди связан с теорией антихрупкости, которую Нассим Талеб изложил в своей предыдущей книге. Хрупкость - это качество предмета, чувствительному к беспорядку и времени (которое несёт беспорядок). Антихрупкость - противоположность хрупкости, но это не устойчивость.

Антихрупкость - это качество предмета, который выигрывает и становится лучше благодаря воздействию хаоса и случайных событий. Так, жизнь одного человека хрупка - мы очень уязвимы, но наш генетический код только выигрывает от хрупкости одной жизни, он приспосабливается к среде и улучшается.

Время - источник беспорядка, и чтобы выжить, мы должны сопротивляться этому беспорядку. Соответственно, то, что дольше сопротивляется беспорядку, должно заслуживать больше доверия. Поэтому, по мнению автора, лучше наполнять свою библиотеку книгами, проверенными временем, а не последними новинками. Время - единственный судья писателя (хотя то же самое можно сказать и о любых других профессиях).

Поэтому, согласно логике Талеба, стоит больше прислушиваться к советам бабушек, но настороженно относиться к результатам последних научных исследований. И в этом есть смысл.

Так, автор приводит данные, согласно которым недавние попытки воспроизвести результаты около сотни психологических исследований, опубликованных в научных журналах за 2008 год, увенчались успехом меньше, чем в 40 процентах случаев. Социальная наука и психология должны быть устойчивы к эффекту Линди, но из-за административной бюрократии многие представители этих наук озабочены только публикациями статей.

Поэтому автор считает, что большего доверия заслуживают те исследователи, которые придерживаются научного метода, но высказывают противоположную большинству точку зрения, ставя под угрозу свою репутацию. Заявления того, кто серьёзно чем-то рискует и кто может всё потерять, звучат гораздо убедительнее слов тех, кто ничем не рискует.

Принцип шкуры на кону помогает сделать и правильный выбор.

Допустим, вы выбираете одного из двух известных хирургов. Первый - на вид типичный успешный хирург - худой, аккуратный. Второй больше похож на мясника - он полный и плохо одет. Кого вы выберете? По мнению автора, нужно выбирать второго, так как ему потребовалось больше усилий, чтобы преодолеть стереотипы и препятствия и сделать себе имя - значит, очень вероятно, что он и лучший хирург.

Идея №8. Если ваша личная жизнь и поступки противоречат интеллектуальной позиции, то ваша позиция ничего не стоит

Автор считает, что если ты излагаешь какие-то взгляды, то должен и жить в соответствии с ними, следовать за своими идеями. Он рассказывает, как однажды на радиостанции встретился с известной писательницей Сьюзен Зонтаг, которая, как только узнала, что Талеб был трейдером, заявила, что выступает против рыночной системы и отвернулась от него, пока он говорил.

Как отмечает автор, он оправдывал писательницу тем, что она, как борец с капитализмом, наверняка живёт в сельской общине в самых спартанских условиях. Однако, как он выяснил позднее, писательница отнюдь не отвергала блага капитализма и жила в нью-йоркском особняке, который позже был продан за $28 млн.

Ещё хуже, когда человек эксплуатирует добродетель для улучшения своего имиджа и с целью получить какие-то выгоды. Человек может считать себя святым и так уверовать в свои теории, что будет относиться с пренебрежением к другим людям.

Так, борец против бедности может разъезжать по конференциям, представляя свои грандиозные планы, но в перерывах унижать самих бедных. Политик, ратующий за равенство, может неподобающим образом вести себя с коллегами более низкого статуса и вовсю использовать свои привилегии. Богатая писательница может заявлять, как сильно она сопереживает мигрантам, но она не предложит никому из них пожить в своём шикарном доме.

Талеб считает, что если жизнь и поступки человека противоречат его интеллектуальной позиции, то его позиция ничего не стоит.

Это этический критерий, но он может касаться и других областей - если продавец нахваливает вам телефон одной марки, но сам пользуется другой, стоит задуматься.

Идея №9. Будьте рациональными в отношении рациональности

Собеседники могут использовать одно и то же слово, подразумевая каждый своё, и в то же время продолжать разговор. Это приемлемо для светских бесед, но не для принятия серьёзных решений, затрагивающих жизни других людей. Когда разные люди говорят о религии, они имеют в виду совершенно разные вещи - и само понимание зависит от многих факторов, в том числе от страны, культуры, опыта человека.

По мнению Талеба, учёные, которые берутся судить о вере и религии, совершают ошибку, когда подходят к ней с научными критериями ложности или истинности - это наивный подход. Нужно смотреть не на то, что такое вера, а на то, какой цели она служит.

Например, вы не можете исследовать зрение, игнорируя цель, которой оно служит. Глаза принимают электромагнитные сигналы, но они не показывают нам, какова реальность на самом деле. Цель их работы заключается в том, чтобы отобразить реальность наилучшим для выживания способом, а не наиболее точным в научном плане.

Мы поддаёмся обману зрения - греческие и римские архитекторы наклоняли колонны своих храмов внутрь, чтобы те казались прямыми, а пол Парфенона изогнут, чтобы казаться прямым издалека. У этих искажений есть цель, так же, как и у искажений, вызванных верой.

Например, вера в Деда Мороза усиливает ощущение праздника. Да, с одной стороны, она кажется абсурдной. Но накануне праздника вся семья объединяется, родители радуются с детьми, всё это укрепляет отношения в семье, все члены семьи становятся счастливее и добрее, а это отражается на качестве и продолжительности их жизни.

Талеб уверен, что нельзя использовать по отношению к вере наивный научный подход. Никто не может заявить, что вера и религия иррациональны просто потому, что никто научно не установил критерии рациональности. Что значит быть рациональным? Что нужно отказаться от эмоций? Что нужно делать то, что кажется логичным каким-то людям с учёными степенями? Всё это сомнительно.

Главный критерий рациональности, который предлагает Талеб, - рационально то, что помогает человечеству выжить. Человеку нужна своего рода избранная паранойя, преувеличенное представление о рисках, суеверия, вера, которые достались нам от тех людей, которые выжили.

Автор цитирует Уоррена Баффетта: «Чтобы зарабатывать деньги, сначала нужно научиться выживать». То же самое и с наукой - наука не нужна для выживания - ведь долгое время человечество обходилось без неё, но чтобы заниматься наукой, нужно выжить. Под выживанием автор понимает не жизнь одного человека, а выживание человечества как вида.

Автору близка концепция Герберта Саймона (учёный, лауреат Нобелевской премии по экономике), который ввёл понятие «ограниченной рациональности». Эта теория предполагает, что люди не могут принимать совершенно рациональные решения, так как наши вычислительные ресурсы ограничены, и потому для принятия решений мы используем упрощённые эвристики.

Мы не обладаем полным знанием о мире, а реальность мы воспринимаем с искажениями. Поэтому люди выработали свои правила, которые позволяют принимать решения с учётом неполноты информации.

Как отмечает Талеб, не стоит судить об иррациональности людей на основании того, во что они верят. Понятие рациональности можно использовать только по отношению к поступкам, а не к вере - нельзя судить людей по их вере, можно только по действиям, поэтому автор считает пустыми все разговоры о религиозных убеждениях - ошибочно говорить об иррациональных убеждениях, можно говорить только об иррациональных поступках.

А судить о том, рациональны или нет те или иные поступки, можно только с эволюционной позиции - рационально то, что способствует выживанию. Суеверия с этой точки зрения становятся аналогом риск-менеджмента - нельзя отказываться от того, что помогает нам выживать.

Оптические иллюзии в античных храмах помогали нам по достоинству оценить красоту их архитектуры, суеверия помогали нам преодолевать хаос. По мнению автора, рационально - это не то, что логично и описывается словами, это то, что помогает выживать и избегать разрушения.

Истории людей, возвращающихся в свои дома после наводнения в Приморском крае.

«Назло будем жить!» Светлана Камшилова, село Кокшаровка

Вместе с мужем Сергеем у них двое детей, один окончил институт, снимает комнату во Владивостоке, второй - в армии. Сергей не работает, он инвалид второй группы, врожденный порок сердца. Светлана работает сторожем в детском саду. Бюджет на двоих вместе с пенсией по инвалидности - 31 тысяча рублей. Тянут еще детей, родители пожилые - помогать некому. В девяностые Сергей работал портным и вместе с сыновьями чинил швейные машинки. А когда появились компьютеры, они научились их чинить - так и выживали. На днях было 27 лет, как супруги живут в этом доме. Получили его, когда поженились.

«Да вы не плачьте! Мы уже переплакали! Вот видите, все накрылось водой! Жалко только что поднимали, надрывалися! Че сделаешь? Вот полпервого мне муж крикнул: «Вода идет!» и я схватила кастрюлю, как раз кашу доваривала гречневую. Бог его знает, сколько нам придется сидеть! И думаю, Господи, ну пусть там уплывет, ну лишь бы в доме не было, лишь бы мебель не пострадала! И я уже по лестнице, уже по колено в воде, она быстро, быстро! Я все смотрела и думаю: лишь бы в доме, лишь бы в доме! Потом все выше-выше.

И уже на крыше стояли, наблюдали, как вода. Я до последнего надеялась, а когда вода хлынула, я на крышу залезла, разрыдалась просто и все! Просто начала рыдать! И все. Я уже ничего не чувствовала, у меня слезы ручьем лились - и все.

Страшно. Особенно ночью. Шум такой, еще же вода ночью шла, вот этот шум, гул, собаки воют. Тьма такая вокруг, жуть такая! так страшно! Я сидела и думала: хорошо у нас дом двухквартирный, по крайней мере его не сорвет и не поплывет никуда!

Утром вышли, баню почти с окном закрыло, я думаю - это ж будет мне с головой! Ну я потом померила - да, получается, мне с головой.

Вот честно сказать, радовало то, что нет детей рядом. Думаю, хорошо, они далеко, хоть за них я не боялась! Я за мужа боялась, он у меня сердечник. И у него смотрю виски поседели прям махом! (плачет) Виски побелели. Думаю, не дай Бог разнервничается и все, хана будет.

Диван воняет, на нем спать невыносимо. Я пыталась его мыть, три ведра воды на него, возле погреба, пусть и стекает, а бесполезно. Вонючее все. Купим, говорю, надувные матрасы.

Слева: Во дворе дома семьи Камшиловых. Село Кокшаровка
Справа: В конце нашего разговора Светлана говорит: «Надо за что-то держаться», Сергей отвечает: «А ты за меня держись!». На заднем плане – разрушенный курятник

Спасает чувство юмора

Честно сказать, даже не знаю, на чью помощь надеяться. Вот честно сказать - ни на чью. У нас люди хватают, говорят в школе помощь была (гуманитарная), а мы что-то даже не знали, пока вот это все выгребали.

Мы сегодня первую ночь ночевали в доме. Неделю жили на чердаке, там тряпки старые кинули. Терпимо, мы привыкшие ко всему. Терпеть привыкли. Ну не одни же мы пострадали. Я как подумаю, они до сих пор на крышах сидят!

Я так в сердцах говорю: какой идиот строил деревню? Вокруг одни речки, одни ручьи! Это же не первое наводнение! Здесь постоянно подтапливает огороды. Ручьи же никто не чистил никогда. как оно при советской власти их еще чистили, я еще пацанкой была, а потом все. За огородом, ручей, он же не чищенный никогда, его там всего забило. Поэтому тонем, огороды топит, поэтому люди страдают.

В Бога верю. Я в сердцах сказала, грешно: «Я ж просила Тебя! Не надо воды в доме!» (плачет). А потом думаю: но все-таки пожалел ведь! Хотя бы баня осталась, не уплыла. Батюшка с матушкой приходили к нам.
Хочется солнышка. Солнышка - чтобы все высохло. Потому что уже устала. Мы всю жизнь выживаем, я сколько себя помню - всю жизнь. Как-то всегда было тяжело. Единственное, может, жалею, что вовремя в город не уехала, когда меня звали.

Спасает чувство юмора, вот если бы не было - уже б действительно руки на себя наложили. Как-то лежим первую ночь, вода шумит, жуть такая. Я говорю мужу: «Вот хотели на море съездить, все лето собирались, так и не поехали. Теперь море само к нам пришло, представь, что мы на корабле!». А тут соседские собаки как завоют! Муж говорит: «Теперь мы в лесу, да?». Вот так друг друга и держим, так и бодримся. Я говорю: «Назло будем жить!»

У нас древняя лампа такая старая, стекло разбили нечаянно. Я все шучу, что лампа Алладина, чтобы джин вылетел. Попросили бы у него дом где-нибудь повыше, чтоб не топило, на каком-нибудь бугорке».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы надеемся, что вам никогда не выпадает шанс встретить бешеную собаку, ядовитую змею, потеряться в открытом море или бродить по жаркой пустыне. Но если это произошло, то важно знать, как правильно действовать. Ведь шанс выжить в подобных ситуациях - менее 10 %.

Чтобы вы были готовыми буквально ко всему, сайт расскажет про навыки и хитрости, которые спасут жизнь в нереально сложных ситуациях.

1. Если вы оказались в открытом море

Представьте, что вас выбросило в открытое море на шлюпке. Что делать? Выжить в огромном «тазике» соленой воды помогут 3 вещи: еда, вода и температура.

  1. Еда в океане есть, но ее нужно добыть. В 1942 году английский моряк был в море 133 дня, потому что соорудил удочку из проводов от фонарика. Если есть материалы, делайте то же самое. Если под рукой ничего нет, то сделайте сачок из куска одежды. Опустите в воду, ловите планктон и водоросли.
  2. Чтобы добыть воду, сделайте дистиллятор. Он состоит из 2 емкостей (большой и малой) и куска полиэтилена. Вода из большой емкости будет испаряться, задерживаться на пленке и оседать в малой.
  3. От теплового удара человек погибнет быстрее, чем от голода. Кроме того, солнце отражается от воды и вредит сетчатке глаза. Снимите часть одежды, прикройте голову и глаза.

2. Если вы заблудились в пустыне

    Старайтесь передвигаться ночью. В темное время суток температура может опускаться с +50 до +15 °С. Передвигаясь ночью, вы резко снижаете риск обезвоживания и теплового удара. Такая тактика поможет сберечь до 3 литров воды в сутки.

    Многие люди считают, что в кактусах есть вода. На самом деле внутри кактуса щелочная ядовитая жидкость . Выпив ее, вы отравитесь. Воду в пустыне можно найти в подземных источниках, которые могут располагаться на небольшой глубине.

3. Если вы оказались под завалом

Если вы оказались под завалом, то самый ценный ресурс в данный момент - это воздух. Поэтому, чтобы не тратить его понапрасну, важно действовать правильно.

  • Глубоко вдыхайте, медленно выдыхайте. Не зажигайте спички или зажигалку, это уменьшает запасы кислорода.
  • Не кричите. Крик усилит панику, учащая дыхание и сердцебиение, а значит, и расход воздуха.
  • Снимите рубашку или футболку и обвяжите ее вокруг всей головы . Она защитит вас от удушья при попадании пыли и земли в лицо.

4. Если встретили волка или дикую собаку

Часто волк может напасть, если вы зашли на его территорию. Если он вас заметил, то медленно отступайте, поддерживая зрительный контакт.

  • Не поворачивайтесь спиной и не бегите. Волк-одиночка не будет нападать спереди. Убегая, вы спровоцируете его на погоню за вами.
  • Чтобы отпугнуть дикого зверя, шумите как можно сильнее и действуйте агрессивно. Кричите, войте, громко разговаривайте. И медленно отступайте.
  • Если вам не повезло встретить стаю волков или бродячих собак, то не давайте им себя окружить . Встаньте спиной к дереву или попытайтесь взобраться на него.

5. Сделайте непромокаемые спички

Для выживания при любой погоде, в любом климате огонь очень важен. Но спички или зажигалка могут промокнуть, поэтому стоит заранее сделать их водостойкими. Для этого просто покройте спичку тонким слоем прозрачного лака и высушите.

6. Если вас укусила ядовитая змея

Как выглядит укус ядовитой змеи: сразу после укуса пораженное место начинает сильно болеть. Цвет крови может поменяться на темно-бордовый или синий. Затем появляется сильный отек и другие симптомы: головная боль, расплывчатое зрение, заикание, тошнота, повышение температуры.

Что делать: врачи не советуют пытаться отсосать яд, так как во рту могут быть мелкие ранки, через которые яд попадет в кровь. Но если вы находитесь вдали от больницы, то другого выхода нет. Отсасывать яд нужно в течение 1–2 секунд после укуса, постоянно сплевывая и промывая полость рта.

Нельзя накладывать жгут или прижимать место укуса. Если яд будет сконцентрирован в одном месте, это приведет к некрозу тканей. Дайте крови вытечь - с нею выйдет и часть яда.

7. Как отличить укус бешеного животного

Если вас покусали, сразу же промойте рану теплой водой с мылом. Даже если у животного не было бешенства, укусы легко могут занести инфекцию.

  • Рана при укусе бешеного животного будет долго кровоточить, потом покраснеет и сильно опухнет. Затем появится сильный зуд, повысится температура и появится сильная раздражительность.

Вся болезнь бешенства протекает 4–7 дней и приводит к смерти. Поэтому важно посетить больницу и поставить вакцину в течение инкубационного периода, который длится 1–3 дня.

8. Как правильно подать сигнал SOS

Если вы попали в беду и остались без средства связи, то будет полезно знать, как правильно подавать сигнал SOS (сигнал бедствия) на большое расстояние.

  • Выглядит и звучит сигнал SOS так: 3 коротких вспышки (или звука), затем 3 длинных и снова 3 коротких (. . . _ _ _ . . .).
  • После сигнала подождите 3 секунды, затем повторите. Если в ответ вы получите 3 вспышки фонарика (или 3 свистка), то к вам уже направляются спасатели.

9. Научитесь зашивать раны любых видов

Правильно наложенный шов поможет остановить кровотечение, сомкнуть большую рану, предотвратить инфекцию и спасти чью-то жизнь . Поэтому это один из самых полезных навыков в чрезвычайной ситуации.

10. Одна вещица, которая спасет вам жизнь

Спасательная капсула содержит самые необходимые предметы, которые помогут вам согреться, найти себе пищу, воду и оказать первую помощь. А еще она занимает очень мало места.

В небольшую баночку (например от лекарств) поместите следующие предметы: несколько спичек, часть коробка, лейкопластырь, кусок фольги, лезвие, крючок для рыбалки, таблетку антибиотика, маленькую свечку, нитки или леску, кусок клейкой ленты и дезинфицирующую салфетку.