Три состояния личности по Э. Берну. Кто Я? Три Эго-состояния человека: Взрослый, Родитель, Ребенок Три эго состояния человека

Эго- состояние

Хранимые записи

Примеры поведения

Родитель

* все наставления, правила и законы, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни; * восприятие родительского отношения в самом раннем возрасте; * тысячи «нет» и «нельзя»; * образы счастливых или нестчастных родителей; * сдерживание, принуждение, разрешение, запрещение - «многотомное собрание информации, существенное для выживания человека в группе людей.

Физические признаки: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, «грозный вид», топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п. Слова и выражения: «Всегда», «Никогда», «Сколько раз я тебе говорил», «Запомни раз и навсегда», «Я бы на твоем месте..», слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо.

Взрослый

Информация, приобретенная путем исследования и проверки

Физические признаки: Поза – прямая, мерцание глаз- 3-6 раз в минуту. Слова и выражения: почему, что, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, верно/неверно, вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это мое мнение и т.п.

Ребенок

Поскольку маленькая личность не владеет словарем во время наиболее критических из ее ранний переживаний, то большинство реакций проявляется в чувствах.

    негативные данные о самом себе: «Это моя вина», «Опять!», «И так всегда»;

    созидание, любознательность, желание исследовать и узнать, стремление потрогать, почувствовать, испытать, а также записи чудесных чувств первых открытий.

Физические признаки: слезы, дрожание губ, вспыльчивость, раздражительность, пожимание плечами, потупленный взор, поддразнивание, восхищение и восторг, поднятие руки, чтобы получить разрешение говорить, привычка грызть ногти, ковыряние пальцем в носу, ерзание, хихиканье. Слова и выражения: я хочу, не знаю, мне все равно, мне кажется, когда я вырасту

Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния.

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека, как композиции трех состояний «Я»:

    Родитель;

    Взрослый;

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе контакта ребенка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий.Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве»,

Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

    Параллельные (англ. reciprocal / complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

    Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

    Скрытые (англ. duplex / covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Тест. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки. 9

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 7

3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво­их детей. 6

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 6

5. Меня провести нелегко. 5

6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 10

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. 4

8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события. 8

9. Каждый должен выполнять свой долг. 9

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 0

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 10

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 8

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 8

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 9

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. 6

16. Я - увлекающийся человек. 8

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность. 6

18. Мои взгляды непоколебимы. 8

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 5

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны. 7

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств. 4

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

I (состояние ""ребенок""): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. (9+6+4+0+8+8+5= 40)

II (состояние ""взрослый""): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. (7+5+8+10+9+6+7= 52)

III (состояние ""родитель""): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. (6+10+9+8+6+8+4= 51)

ФОРМУЛА II - III - I или ВРД

Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чув­ством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и по­учениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категорич­ность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенно­сти при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что ду­маете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I или Д-состояние (""ребенок""), то вы можете про­являть склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Признаки актуализации различных эго-состояний

1. Эго-состояние ребенок

Вербальные признаки : а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки : поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Эго-состояние родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки : указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Не так важен биологический возраст человека, как его душевное состояние. Американский психолог Э. Берн выделил три Я-состояния, в которых время от времени бывает каждый человек: Родитель, Ребенок или Взрослый.

Двадцатый век подарил миру многих выдающихся людей. Один из них – американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа. Его теория стала отдельным популярным направлением в психологии, вобрав в себя идеи психоанализа, бихевиоризма, когнитивной психологии.

Теорию трансактного анализа Э. Берн изложил доступным для читателей языком в нескольких трудах. Многие из них переведены на русский язык и остаются бестселлерами вот уже более полувека. Самые известные его книги: «Игры, в которые играют люди» , «Люди, которые играют в игры» , “За пределами игр и сценариев” .

А в книге “Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия” содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях, – анализ игр и сценариев, – но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает.

В практическом смысле трансактный анализ представляет собой систему коррекции поведения отдельных личностей, пар и малых групп. Ознакомившись с трудами Э. Берна и взяв на вооружение его концепцию, можно самостоятельно скорректировать поведение так, чтобы наладить отношения с окружающими людьми и самим собой.

Центральное понятие теории – трансакция – акт взаимодействия двух вступающих в общение личностей, основа межличностных отношений.

Дословно с английского языка слово «трансакция» перевести трудно, но по смыслу его чаще всего трактуют как «взаимодействие», хотя трансакция – это не все взаимодействие целиком, а лишь его элемент, единица общения. Взаимодействие людей складываются из множества трансакций.

Трансакция включает стимул и реакцию. Один человек что-то говорит (стимул), а второй что-то отвечает (реакция).

Простой пример трансакции:

– Тебе помочь? (стимул)
– Нет, спасибо, я сам. (реакция)

Если бы взаимодействие строилось только на схеме «стимул-реакция» не было бы такого разнообразия человеческих отношений. Почему с разными людьми человек ведет себя по-разному и по-особенному раскрывается во взаимодействии?

Дело в том, что общаясь, один индивид контактирует с другим человеком как личность с личностью, точнее какой-то частью своей личности с частью личности другого человека.

Теория Я-состояний

Э. Берн определил структуру личности как композицию из трех ее составляющих или частей – Я-состояний (Эго-состояний).

Родитель

Все нормы, правила, запреты, предрассудки и мораль, которую усвоил человек в детстве от родителей и других значимых взрослых, складываются в то, что называют «внутренним голосом» или «голосом совести». Когда просыпается совесть, пробуждается внутренний Родитель.

Большинству людей известно, что значит быть родителем, заботится, ухаживать и воспитывать ребенка. В эго-состоянии Родитель человек стремится управлять, контролировать, руководить. Его позиция в общении снисходительная или презрительная, он категоричен, эмоционален, оперирует жизненным опытом и мудростью, любит поучать, наставлять, морализировать.

Э. Берн разделил это Я-состояние на Помогающего Родителя, который в основном оказывает поддержку и опекает и Критического Родителя, который ругает и обвиняет.

Ребенок

Каждый человек был ребенком и во взрослой жизни иногда случается возвращаться к детскому стилю поведения. Ребенок ведет себя естественно, наивно, спонтанно, он дурачится, радуется жизни, приспосабливается и бунтует. В позиции Ребенка человек часто необдуманно идет на поводу у собственных желаний и потребностей.

Во взаимоотношениях Ребенок – Родитель Ребенок зависит от Родителя, подчиняется ему, показывает свою слабость, несамостоятельность, перекладывает ответственность, капризничает и прочее.

Ребенок «просыпается» в зрелом человеке, когда он занимается творчеством, ищет креативные идеи, спонтанно выражает эмоции, играет и веселится. Позиция Ребенка – источник спонтанности и сексуальности.

Поведение, поза, мимика и жесты у Ребенка не надуманные, а живые и активные, они выражают истинные чувства и переживания. Человек-Ребенок легко расплачется, рассмеется, опустит голову, если почувствует себя виноватым, надует губы, если обидится и так далее. Его речь богатая и выразительная, наполнена вопросами и восклицаниями.

Взрослый

Я-состояние Взрослый призвано регулировать и адаптировать порывы Ребенка и Родителя с целью сохранить баланс психики. Это состояние уравновешенности, спокойствия, сдержанности. Решая проблему, Взрослый рассмотрит ее со всех сторон, проанализирует, сделает выводы, прогноз, составит план действий и осуществит его. Он общается не с позиции «сверху» как Родитель или «снизу» как Ребенок, а на равных, как партнер. Взрослый уверен в себе, разговаривает спокойно, холодно и только по делу. Он отличается от Родителя своей бесстрастностью, бесчувственностью и безэмоциональностью.

Каждое из трех Эго-состояний может быть определено как стратегия оказания влияния на другого человека. Ребенок манипулирует, занимая позицию «Я хочу!», Родитель – «Надо!», Взрослый – совмещая «Хочу» и «Надо».

Например, в семейной паре, где муж занимает позицию Родителя, жена может сознательно манипулировать им, занимая позицию Ребенка. Она знает, что ей стоит только расплакаться, чтобы муж сделал все, что она хочет.

Если Я-состояния двух людей дополняют друг друга, то есть трансактный стимул влечет за собой уместную и естественную реакцию, общение будет идти гладко и продолжаться очень долго. В противном случае, возникают недоразумения, недопонимания, ссоры, конфликты и прочие проблемы в общении.

Например, общение Взрослый–Взрослый или Родитель–Ребенок будет проходить гладко. Если же первый собеседник обращается ко второму с позиции Взрослого и ожидает что он также Взрослый, но получает ответ Ребенка, могут возникнуть трудности.

Например:

– Мы опаздываем, нужно поторопиться. (Взрослый Взрослому)
– Это все потому, что ты неорганизованный! (Родитель Ребенку)

Бывают намного более сложные и запутанные трансакции. Например, когда на вербальном уровне идет общение на уровне Взрослый–Взрослый, а на невербальном Взрослый–

Ребенок. Если фраза «Я с Вами не согласен», свойственная Взрослому, произносится с обидой, это позиция Ребенка.

Трансактный анализ начинается с обозначения Я-состояний участников взаимодействия. Это нужно для того, чтобы определить характер взаимоотношений и влияния людей друг на друга.

Каждое Я-состояние имеет как позитивный, так и негативный аспект. Хорошо когда человек умеет сочетать все эти три позиции: быть и жизнерадостным Ребенком, и заботливым Родителем, и рассудительным Взрослым.

Какое Я-состояние Вы замечаете за собой чаще всего?

Сегодня сложно недооценить вклад, который внес в психологическую науку трансактный анализ Э. Берна. Истоки этой теории лежат в психоанализе, но было бы ошибочным причислять теорию Берна только к этому направлению. В ней синтезированы понятия и принципы как психоанализа, так и бихевиоризма. Все эти знания дополнены в концепции Э. Берна теорией коммуникаций, принципами возрастной психологии. Берн сконцентрировался на понятии игры, которое определил следующим образом: «Игрой мы называем арию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом» . «Человек играющий» у Берна - это тот, кто четко понимает цели своей игры, может ощущать свою неправоту, однако ни за что не признает ее во взаимодействии со значимыми партнерами.

В трансактном анализе Берна выделяют три базовых эго-состояния личности: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Первое и третье - это состояние зависимости от другого, а состояние «Взрослый» свидетельствует о зрелости личности.

Чем характеризуется эго-состояние «Взрослый»?

Стремлением к объективности, сбором важной и полезной информации, ее адекватным анализом применительно к ситуации. Задача «Взрослого» - понять и проанализировать ситуацию и найти конструктивные пути разрешения сложностей. Здесь важно не манипулировать, не давить и не запрещать, как в иных эго-состояниях, а уметь договариваться, выстраивать партнерский диалог. Фраза, которая точно характеризует «Взрослого»: «Что я действительно могу сделать?». «Взрослый» ощущает момент «здесь и сейчас», он живет не в прошлом (вновь и вновь запуская паттерны поведения из далекого детства, как «Ребенок», или усваивая запрещающие или чем-то грозящие голоса родителей), не в будущем (подобно «Родителю», следуя иррациональным страхам или ложным установкам), а в настоящем.

Во всех нас, безусловно, сменяют друг друга все эго-состояния, разница лишь в том, в каком из них мы оказываемся наиболее часто. Но именно состояние «Взрослого» выступает связующим звеном между разными субличностями.

Как определить эго-состояние «Взрослого» по внешним признакам?

Можно начать анализировать свою либо чужую мимику, жестикуляцию, особенности устной речи. «Взрослый» чаще оперирует словами: «Почему, где, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, правда, верно, ложь (в значении неправда), вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это моё мнение» . «Взрослый» использует личные местоимения 1-го лица, говоря «я», «мы», «мое», что говорит о степени взятой на себя ответственности, здесь меньше безличных конструкций, употребления пассивного залога. «Взрослый» не говорит «так получилось», «показалось», «вот что вышло» и тому подобное.

На поведенческом уровне «Взрослый» характеризуется прямым взглядом, без агрессии, слаженными движениями, отсутствием заискивания и подавления другого.

Формирование эго-состояния «Взрослый»

Есть различные мнения относительно времени его зарождения. Одни психологи указывают на возраст 6 месяцев, другие - на 3 года, когда ребенок переживает один из первых очень значимых кризисов и отделяется от материнской фигуры. Потом лишь укрепляются его границы путем усвоения новых знаний, наработки новых стратегий поведения. Развитие этого состояния, по сути, и является развитием личности.

Влияние эго-состояния «Взрослого» на иные состояния личности: принципы взаимодействия

Если распределить эго-состояния в одну линию, то состояние «Взрослого» окажется посередине, потому что задача «Взрослого» - уравновешивать, с одной стороны, детские эмоции во всей их силе и непосредственности, с другой - миновать установки и запреты «Родителя». У «Взрослого» практически отсутствуют эмоции, он принимает решения после логического размышления и анализа, не спонтанно. Но при этом «Взрослый» всегда слышит и «Ребенка», и «Родителя». Конечно, при экстренных ситуациях даже самый уравновешенный и ответственный человек может впадать в эго-состояние «Ребенка» или «Родителя», но, в идеале, лучше, чтобы состояние «Взрослого» было доминирующим. Иначе возникают внутренние и внешние конфликты.

Как работает трансактный анализ в терапии

Во-первых, важно выявить эго-состояния личности, как в данный момент, так и доминирующие в целом в ее жизни. То есть, важно отстраниться от ситуации и прояснить, из какого состояния принимается решение, высказывается мысль, совершаются поступки. Внутренний конфликт нередко выражается парами отношений: Ребенок - Родитель; Родитель - Ребенок, Родитель - Родитель, Ребенок - Ребенок. Если идет такая внутренняя борьба, то сложно принять решение, ни одно не будет удовлетворять человека. И здесь должен вмешаться «Взрослый», который способен учитывать конкретные факты реальности, чтобы определиться с решением.

Психолог-консультант.

Итак, когда мы говорим об эго-состояниях по Берну, мы имеем ввиду идею о структуре личности.

Согласно Эрику Берну под эго-состоянием понимается определенный паттерн мыслей, чувств, переживаний, связанный с определенным паттерном поведения.

Различают три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя).

Эго-состояние ребенок (Д)

Эго-состояние Ребенок – это комплекс мыслей, чувств и поведения, которые пережиты личностью ранее, в детстве. Когда человек находится в детском эго-состоянии, его обуревают яркие эмоции и разнообразные желания и потребности. Диагностировать эго-состояние Ребенка можно, когда ваш собеседник демонстрирует восторг, хихикает, или, например, неуверенно ерзает на стуле и ежится под строгим взглядом начальства (совсем как когда-то в детстве, видя суровую учительницу).

Психотерапевт Ирина Стуканёва об Исцеление внутреннего Ребёнка (прим.ред.)

Для Ребенка характерны грандиозность и всемогущество, а также обесценивание. Часто можно услышать такую фразу: "Я боюсь, что если я уйду от него, то он это не переживет". Тут сразу два варианта: я настолько грандиозна, что мой уход может погубить другого человека, а партнер настолько обесценен, что у него не хватит силы пережить разрыв отношений.

С точки зрения функциональной модели Ребенок может быть Адаптивным (послушным, воспитанным, соответствующим социальным требованиям, возможна утрата ощущения своих чувств, особенно таких социально неодобряемых как гнев, ярость, раздражение) и Свободным (творческим, спонтанным, импульсивным и т.д.).

Эго-состояние родитель (Р)

Эго-состояние Родитель – это мысли, чувства и поведения, которые мы переняли у родителей или фигур, их замещающих. У каждого из нас в голове звучат голоса, говорящие, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Если мы внимательно их послушаем, то мы поймем, чьим голосом из нашего прошлого произносится та или иная установка.


Например: Вечер, пора ложиться спать, а работа не сделана. И в голове личности может происходить примерно такой диалог:

Спать пора, завтра рано вставать, не выспишься (маминым голосом).
Как это спать?! Я должен доделать проект сегодня! Надо было быстрее шевелиться и меньше отвлекаться. Ну я и черепаха (папиным голосом).

По функциональному критерию различают Заботливого Родителя (опекающий, оберегающий, поддерживающий, а может быть и гиперопекающий) и Критикующего Родителя (критикующий, навешивающий ярлыки, контролирующий).

Гештальт-терапевт Елена Митина: О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых (прим.ред.)

Эго-состояние взрослый (В)

Во Взрослом эго-состоянии мы работаем как компьютеры: осознается реальность, принимаются логически выверенные решения, анализируются причинно-следственные связи. Информация собирается путем исследования и проверки. Взрослое эго-состояние отвечает на вопросы когда, сколько, где и т.д.

Список литературы.