История «Комбата» и политрука. Фальшивая слава (История одной фотографии) Что, так сложно было определить ваш это отец или нет

Памятник Комбат. Он установлен на месте подвига политрука А. Еременко, у шоссе близ пгт Славяносербск. Луганская Народная Республика.

Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

Интересна история создания памятника.

12 июля 1942 года. Под Луганском дивизия под командованием героя Советского Союза И.П. Рослого вела упорные кровопролитные бои с превосходящими силами противника. Подразделения правого фланга 4-й стрелковой дивизии, которая удерживала оборону от Луганска по линии Дебальцево-Попасная,
были оттеснены. Позиции беспрерывно обстреливались из пушек и минометов, вражеская авиация постоянно их бомбила. На передовой плечо к плечу с солдатами по всему фронту работали фронтовые корреспонденты. Рискуя жизнью, они делали снимки, которые отражали все происходящие события.

Именно на этом участке фронта был сделан снимок “Комбат”, который обошел весь мир. А сделал его Макс Владимирович Альперт.

Из его воспоминаний:
“Этот снимок я сделал во время боя. Помню, выбрал окопчик немного впереди линии обороны. Началась сильная бомбежка, потом артподготовка. Гитлеровцы поднялись в атаку. Над нашей передней линией воцарилась жуткая, давящая на нервы тишина. только позже я узнал, что наша оборона готовилась к отражению 14-й за день вражеской атаки. Невдалеке от меня поднялся во весь рост офицер, за ним - бойцы. Я успел два раза нажать на спуск камеры, и тут вражеский осколок разбил объектив аппарата. Думал, что кадр испортился, потому на месте и не стал уточнять фамилии командира, поднявшего солдат в атаку. В редакции проявил пленку и сам удивился:
изображение на негативе оказалось отличным”.

А почему же фотокорреспондент назвал снимок “Комбат”?

“Сразу же после того, как снял, среди атакующих пронеслось: “Комбата убили”!
Я и подумал - это тот самый офицер, ведь он упал буквально на моих глазах”, - писал по этому поводу М. Альперт.

Спустя много лет после войны об этом бое рассказывал бывший солдат санвзвода 220-го полка, майор в отставке Александр Матвеевич Макаров:

“Фашисты исступленно бросались в атаку за атакой. Убитых и раненых было много. наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку.

Гитлеровцы лезли напролом к Луганску, до которого оставалось около 30 километров. И к концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. Его заменил политрук Еременко.

После ожесточенной бомбежки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: “За мной! За Родину! Вперед!” Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб”.

Снимок М.В. Альперта экспонировался на первой Московской выставке “Великая Отечественная война” и завоевал Большую золотую медаль. Его напечатали многие газеты и журналы мира. Можно сказать, что он вошел в золотой фонд летописи Великой Отечественной войны.

Снимок послужил источником вдохновения для луганского скульптора Ивана Михайловича Чумака и он начал самостоятельно работать над памятником герою фотографии, что заняло у него около десяти лет.

Впоследствии, одиннадцатиметровый памятник, отлитый из бронзы, был установлен около предполагаемого места боя, где погиб А. Г. Ерёменко.


70 лет назад, 12 июля 1942 года, погиб смертью героя младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Ерёменко. Политрук был убит, замещая раненого командира роты старшего лейтенанта Петренко.

Момент, когда Ерёменко поднимает в контратаку бойцов, запечатлён на знаменитой фотографии известного советского фотографа Макса Альперта «Комбат». Это была последняя контратака Ерёменко - успешная, но в том же бою он погиб… Фотокорреспондент находился на поле боя около села Хорошее между реками Лугань и Лозовая, в окопе чуть впереди линии обороны. Он увидел поднявшегося командира и сразу его сфотографировал. В тот же самый момент осколок разбил объектив фотоаппарата. Корреспондент посчитал, что плёнка погибла и кадр утрачен безвозвратно. Вскоре он услышал, как по цепи передали: «Комбата убили». Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.

Позже оказалось, что плёнка цела и кадр с комбатом тоже. Фотография была опубликована во фронтовых газетах 1942 года. Но когда в армии ввели погоны, то печатать снимок офицера со старыми знаками отличия не стали. Так и пролежал этот кадр в личном архиве Макса Альперта 23 года, пока не попал на фотовыставку, посвящённую 20-летию Великой Победы, и не был опубликован в газете «Правда».

Автор получил множество писем от самых разных людей, узнавших в командире своего родственника. Однако подтвердилась лишь одна заявка. Иван Ерёменко, сын погибшего политрука, узнал своего отца сразу, как только увидел фото в «Правде».

«Аж сердце кольнуло, — рассказывал еженедельнику «2000» Иван. — Показал снимок старшим сестрам Нине и Шуре. Они тоже узнали отца». Жена героя тоже «глянула и сразу в плач — узнала». «Я тогда работал заместителем директора завода, — продолжает сын, — написал письмо в Москву, в «Правду», просил сообщить, откуда появилась в газете эта фотография. Получаю письмо из редакции — в нем адрес автора снимка Макса Владимировича Альперта».

Далее была личная встреча с фотографом, которому Иван передал 10 довоенных фотографий отца. Экспертизу проводили специалисты Института дешифровки КГБ СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института судебно-медицинской экспертизы Минюста СССР. Очень помог военный писатель Сергей Сергеевич Смирнов, а также Министерство обороны. Проводили и судебно-портретную экспертизу. Экспертам понадобилось много времени, чтобы со 100%-ной уверенностью сказать: да, это политрук Еременко.

Казалось бы, истина установлена. Она подтверждается и очевидцами, например бывшим бойцом санвзвода 220-го полка, впоследствии майором-политработником Александром Матвеевичем Макаровым, который рассказывал журналу «Наука и жизнь» в 1987 году: «Фашисты исступленно бросались в атаку за атакой. Убитых и раненых было много. Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. После ожесточенной бомбёжки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: «За мной! За Родину! Вперед!», Ерёменко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб».

А ветеран 285-й дивизии, подполковник запаса Василий Севастьянович Березубчак рассказывал позже еженедельнику «2000» следующее: «Восемь месяцев наша дивизия стояла в обороне, прикрывая Ворошиловградское направление. Затем по приказу генерала Гречко передвинулась на новый рубеж, заняв оборону у села Хорошее. Здесь и разгорелся горячий бой, во время которого погиб политрук Еременко. Мне трудно поверить, что фотография сделана в другом месте, во время другого боя. Потому что убит был Еременко во время контратаки. Впрочем, в том бою корреспондента поблизости не было… А было это утром 12 июля. На нас обрушился шквальный артогонь. Первую атаку мы отбили. Но во время второй дрогнул правый фланг дивизии. Бойцы начали отходить. Мы были оглохшие, ослепшие, у многих текла из ушей кровь — полопали барабанные перепонки! Я получил приказ комдива восстановить положение, остановить солдат, ибо ситуация создалась критическая. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Еременко. Он тоже бежал наперерез бойцам. «Стой! Стой!» — кричал он. Мы залегли. Собрали вокруг себя людей. Немного нас было, горстка. Но Еременко решил контратаковать, чтобы восстановить положение. Такое не забывается. Он поднялся во весь рост, закричал, бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Ерёменко. Он медленно падал. Я побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается…»

И всё же в новом веке нашлись те, кто усомнился в истинности тех событий, в подлинности фотографии, в подвиге героя. Появились версии, что снимок постановочный, сделан на учениях ещё до войны, что политрук не политрук вовсе, что у него не то количество кубиков в петлице, что политрук вообще не мог быть командующим. Фото рассматривается под увеличительным стеклом, замечаются неправильно одетые солдаты на заднем плане, выставляется в качестве аргумента первоначальная запись в документах Центрального архива Министерства обороны РФ, в соответствии с которой А. Г. Ерёменко числится пропавшим без вести ещё в январе 1942 года (фактов, когда солдаты даже после похоронок на них возвращались домой живыми, вроде как и не существует для критиков «Комбата»).

И обязательно у любителей «исторической правды», которая почему-то всегда строится на разоблачении некой «лжи», несмотря на то, что правдивость этой «лжи» доказана многочисленными документами, присутствует набившее уже оскомину отвращение к «комуняцкой пропаганде». И опять, казалось бы, что такого уж пропагандистского в фото Альперта? Русский солдат-победитель (впрочем, Ерёменко украинец, но всё равно русский…), простой, не лощёный, никаких серпов и молотов не видно, про Сталина ни слова, ни намёка, поднимает в атаку солдат… Сколько таких героев было — выживших в той войне и погибших! А снимок действительно получился замечательным со всех точек зрения. Не зря им восхищался весь мир. Такая удача у фотокорреспондента бывает редко. Он стал символом воинского мужества, доблести и отваги всех защитников Отечества. Он шагнул по планете, как бы отрешившись от своего создателя, встал в один ряд с такими творениями, как плакат «Родина-мать зовет!» и памятник советскому воину в Трептов-парке.

Так почему же такое неверие в реальное существование и подвига и героя? Всё становится ясным, когда узнаёшь биографию Алексея Ерёменко: он коммунист, из простой рабочей многодетной семьи, которому пришлось рано начать свой трудовой путь. На момент создания первого колхоза в Запорожской области (он носил тогда имя Красина) Алексей был руководителем комсомольской ячейки. Из-за умения руководить людьми вначале был назначен бригадиром, затем парторгом, а потом и председателем колхоза.

Сын Алексея Ерёменко рассказывает: «Известным был человеком в крае. Трижды представлял хозяйство на ВДНХ… Выступал на всесоюзном совещании работников сельского хозяйства. Первым в районе осветил села». Последний раз Иван Ерёменко видел отца в сентябре 1941 года: «Это было во время эвакуации, в лесополосе под городом. Отец уже был военным, хотя у него была бронь. В архивах военкомата сохранилось его заявление: «Прошу направить меня на фронт. Считаю себя вполне здоровым, чтобы бить фашистскую гадину…»

Просто Ерёменко оказался настоящим коммунистом. Вот таким - который руководил колхозом до войны, а в бою взял на себя руководство атакой. Быть коммунистом в те времена означало иметь единственную привилегию - быть впереди и не ждать никаких наград и почестей. Он и не ждал, потому и столько времени неизвестен был «Комбат». Единственная награда Алексея Ерёменко - орден «Знак почёта», который ему вручили перед войной за тяжёлый труд председателя передового колхоза. Конюх того же колхоза получил орден Ленина - хозяйство Ерёменко ежегодно отправляло в Красную Армию 20 рысаков.

А боевых наград у политрука Ерёменко, знаменитого «Комбата», нет… В 70-х обращались с ходатайством к Брежневу наградить героя посмертно. Брежнев, узнав, прослезился… Но до оформления документов дело не дошло. Уже в независимой Украине сын Ерёменко обращался к президенту страны, но получил из Администрации ответ: за прошлые заслуги не награждают…

И всё-таки он был! Неизвестный «Комбат», который обрёл имя. Фотография сама говорит об обыденности и величественности его подвига. Все знают «Комбата», многие теперь знают, что на фото изображён Алексей Ерёменко. Давайте помнить, что он был коммунистом.

Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

Фотография названа «Комбат» (то есть «командир батальона») автором фотографии по ошибке. Макс Альперт успел сделать пару снимков командира, поднявшего солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены, и не стал записывать имя человека, которого он сфотографировал. Позже, проявляя пленку, он увидел, что кадр получился превосходным. М. Альперт вспомнил, как слышал в том бою, что по рядам передали «Комбата убили» и решил, что он сфотографировал именно командира батальона. Только после того, как фотография получила мировую известность под названием «Комбат», была установлена личность героя на снимке: Алексей Гордеевич Еременко, 1906 года рождения.

Фото было сделано 12 июля около села Хорошее (сейчас село Хорошее Славяносербского района Луганской области) между реками Лугань и Лозовая, на участке, где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника.

Информация о фото

  • Место съемки: село Хорошее, Луганская область
  • Время съемки: 12.07.1942

Алексей Ерёменко родился 31 марта 1906 года в селе Терсянка Екатеринославской губернии. Из-за того что в семье было много детей, Алексею пришлось пойти работать уже в 14 лет. Сначала он работал на железной дороге, а позднее - на заводе. Там он помогал родителям. По национальности Алексей Еременко был украинцем. На тот момент в Запорожской области начинали создавать первые колхозы. По некоторым данным первый колхоз носил имя «Авангард», по другим источникам он назывался в честь Красина. В тот момент Алексей Еременко был главой комсомольской ячейки. Когда он подрос, нельзя было не заметить, что юноша обладает прирождённым даром руководить группами людей. Благодаря этому факту Алексей Еременко был назначен бригадиром, позднее - парторгом, а уже под конец своей карьеры - председателем колхоза. Работой Еременко были довольны абсолютно все.

Младший политрук

Алексей Еременко был достойным человеком. В у него была бронь на призыв, что было связано с работой в колхозе. Несмотря на это, он не мог спокойно сидеть дома, пока его братья и друзья воевали. Поэтому молодой человек добровольцем вступил в ряды РККА в роли комиссара. В армии мужчина получил звание младшего политрука.

Политрук в СССР был человеком, который являлся представителем государства или правящей партии. Младший политрук Алексей Гордеевич Ерёменко должен был наблюдать за командованием и личным составом. В его обязанности также входила политико-просветительская и воспитательная работа с коллективом. Политрук Алексей Ерёменко воевал за 247 стрелковую дивизию. Позднее он оказался в 220-м стрелковом полку 4-й стрелковой дивизии.

Гибель легендарного политрука

Летом 42-го года в результате ожесточённых боёв с противником политрук Алексей Ерёменко погиб. Известно много версий гибели Алексея. Одна из них гласит, что он собрал вокруг себя всех оставшихся солдат и повёл их в наступление на немецких оккупантов. Другая версия говорит о том, что его убили в тот момент, когда он замещал раннего командира роты лейтенанта Петренко.

Похоронен Алексей Ерёменко был на Украине, в в селе Хорошее в июле 1942 года.

Алексей Гордеевич Ерёменко. История фото

Как известно, Алексей Гордеевич был запечатлён на знаменитой фотографии под названием «Комбат», хотя на самом деле он не являлся командиром батальона. Автором фото являлся Макс Альперт. Он сделал его, находясь в окопе, перед началом того самого боя, когда погиб Алексей Еременко. Фото стало весьма знаменитым, а Алексей стал одним из

Макс Альпер сделал легендарное фото в тот момент, когда Алексей поднимал солдат в бой, поэтому он получился на фотографии очень мужественным и смелым, а изображение выпрямившегося во весь рост солдата, призывающего к атаке, передаёт зрителю дух войны и ожесточённых боёв. Позднее Макс Альперт сидел в окопе и разбирался со своей аппаратурой. В этот момент солдаты бегали вокруг и кричали, что убили комбата. Тогда молодой фотограф Макс подумал, что речь идёт об Алексее Ерёменко. По этой причине он назвал фото - «Комбат». Однако это ошибочное название, но так оно повелось ещё во времена войны, было решено, что менять ничего не следует. Альперт думал, что повредил плёнку, и хотел её выкинуть, но в последний момент он передумал это делать. Если бы фотограф не поменял своего решения, то, скорее всего, сейчас бы не было такого количества памятников, фотографий и плакатов, посвящённых Алексею Гордеевичу.

Кто изображён на фото?

Однако всё было не так просто. Определить, кто же изображен на фото, получилось не сразу. Лишь в 2005 году, благодаря работникам газеты «Комсомольская правда» с поддержкой молодёжной организации из Луганска «Молодогвардеец» удалось отыскать родственников Алексея Гордеевича. В 1974 году жена Алексея писала письма с просьбой разыскать фотографа, но реакции на них не последовало. Это связано с тем, что она не одна писала письма руководству: многие заявляли, что на фото именно их родственник. Потому установить личность солдата не получалось на протяжении долгого времени.

Письмо жене Алексея

Активистам молодёжного движения и журналистам «Комсомольской правды» удалось найти письмо, которое было доставлено жене после гибели Алексея Гордеевича. В нём было указано, что её муж Алексей Гордеевич Ерёменко пропал без вести. Такие письма получала каждая вторая семья во время войны. Одна к нему было приложено необычное фото, которое позже стало одним из главных символов Великой Отечественной войны. Благодаря этому письму, написанному жене Алексея Гордеевича, получилось установить личность человека, изображённого на фотографии.

Памятные монеты

Одной фотографией не обошлось. Уже в наши дни Алексея Гордеевича изобразили на некоторых памятных монетах, которые посвящены Великой Отечественной войне. В их числе пятирублёвая монета «Командир поднимает солдат в атаку», которая входит в набор «50 лет Победы», выпущенная в 1995 году, а также 10 рублей под названием «55 лет Победы», выпущенные в 2000 году.

Коллекционеры - единственные, кто называет монету «Политрук», а не «Комбат». Фотография Алексея Гордеевича вдохновила украинского скульптора на создание памятника герою Великой Отечественной войны. Работа над памятником заняла более десяти лет. Таким образом, благодаря усилиям жителей был установлен памятник высотой в 11 метров. Под ним можно увидеть таблицу с надписью: «В честь героического подвига политработников Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Фальшивая слава
(История одной фотографии)

В сентябре 2003 года в весьма уважаемом военном журнале "Ориентир" в рубрике "Память" появилась статья некоего полковника в отставке Александра Мальгина, именующего себя профессором Академии военных наук (??). Статья называлась "История одной фотографии".

Почитал я этот опус и изумился. Все-таки неверно сказал кто то из великих, что у лжи короткие ноги. Отнюдь. Ложь живуча и очень хорошо плодится подобно компьютерному вирусу. Как только где-то и у кого-то в душе не оказывается антивируса на ложь, она и поселяется там.

Впервые эту фальшивку я встретил еще где-то в середине восьмидесятых годов в очень солидном журнале "Наука и жизнь". Но тогда было так, хочешь- не хочешь редактор, но обязан периодически публиковать статьи, поддерживающие идеологическую установку "КПСС организатор и вдохновитель всех наших побед". В рамках этой установки во всех писаниях о Великой Отечественной войне в первую очередь необходимо было показывать, что всегда и везде партийно-политические работники вели за собой остальную массу бойцов и командиров, своим личным примером и подвигами вдохновляли на бой, организовывали, так сказать, победу. Если Брестская крепость, то во главе обороны полковой комиссар Фомин, если 28 героев-панфиловцев, то в главе с политруком Клочковым, если на фото командующий фронтом, то непременно рядом с ним его комиссар, указывающий пальцем на карту. Ну и т.д. и т.п.

Казалось бы, времена изменились, этой идеологической установки больше нет, и лжи о том, что на фотографии М.Альперта "Комбат" изображен политрук, давно пришел конец.

Ан нет. Ложь живуча и, используя то-ли безграмотность журналистской братии, то-ли их нетребовательность к истине, то-ли элементарную нечистоплотность, просочилась вновь на страницы прессы и вновь отравляет души людей.

Но, дабы читателю было понятно, о чем идет речь, процитируем эту статью полностью (дабы не упрекнули меня в том что я выдергиваю суть из контекста):

История одной фотографии

Эта фотография поистине стала хрестоматийной, так как ее печатают практически во всех изданиях, где освещаются вопросы истории Великой Отечественной мины. По частоте публикаций она сравнима с фоторепродукциями памятниов "Родина -мать" в Сталинграде или "Воин -освободитель в Трептов парке в Берлине.

История появления этой фотографии необычная и даже интригующая...

Войска Сталинградского, Воронежского и Южного фронтов проводили Воронежеско- Ворошиловградскую оборонительную операцию. Враг рвался к г. Ворошиловграду с целью быстрого выхода в южные районы Донбасса, в тыл войскам Южного фронта и окружения его основных сил. Бои на этом участке фронтов носили исключительно ожесточенный характер. Преимущество в танках и артиллерии было на стороне немцев.

На ворошиловградском направлении оборону держал 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза полковника И.П. Рослого. В этой части, в боевых порядках рот и батальонов, находился фронтовой корреспондент М. Альперт. 12 июля 1942 года на дальних подступах к городу Ворошиловграду развернулись тяжелейшие, кровопролитные бои как раз в полосе обороны 4-й стрелковой дивизии. Альперт был в стрелковой роте, которая контратаковала немцев на своем участке. В ходе боя командира тяжело ранило, и командование ротой взял на себя политрук. Он и поднимал бойцов в атаку. Этот момент запечатлел корреспондент. Но случилось непредвиденное - осколок от разорвавшегося снаряда разбил объектив фотоаппарата. К счастью, М. Альперт остался цел и невредим. Однако в ходе боя он не успел записать фамилию офицера, поднимавшего бойцов в атаку. Корреспонденту по цепи передали, что политрук погиб в ходе этого боя. (Примечание В.Ю.Г. В статье, опубликованной в "Науке и жизни", вместо слова "политрук" стояло "комбат" и якобы поэтому Альперт назвал снимок "Комбат". Невнимательно переписываете тов. Мальгин!)

Когда же М. Альперт проявил пленку, то оказалось, что негатив сохранился и выглядел отчетливо. Поэтому фотография вскоре появилась во всех фронтовых и армейских газетах с подписью "Комбат". Но, как уже упоминалось, на самом деле это был политрук.

Только в послевоенное время удалось установить его фамилию. Спустя много лет об этом бое рассказал бывший солдат санитарного взвода 220-го стрелкового полка, позднее ставший офицером-политработником, майором в отставке Александр Матвеевич Макаров: "Фашисты исступленно атаковали нас. Убитых и раненых было много. Наш сильно поредевший полк отбивал уже 10-ю или 11-ю атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около 30 км. К концу дня Был ранен командир роты - старший лейтенант Петренко. Его заменил политрук роты Еременко. После ожесточенной бомбежки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост со словами: "За мной! За Родину! Вперед!", Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака немцев была отбита, но политрук погиб.

Еременко Алексей Гордеевич - уроженец села Тырсянка Вольнянского района Запорожской области. До войны работал председателем колхоза по месту жительства. Ему как хозяйственному руководителю была определена бронь для решения важных народнохозяйственных задач, хотя мобилизация в тот период времени была массовой. Как истинный патриот своей Родины А. Еременко добровольно вступил в ряды Красной армии и ушел на фронт, вскоре был назначен политруком в стрелковую роту...

Накануне празднования 35-й годовщины Великой Победы на месте подвига политрука А. Еременко, у шоссе близ села Хорошее, был воздвигнут памятник. Скульптура напоминала уже широко известную фотографию. На гранитном постаменте были начертаны слова: "В честь героического подвига политработников Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Подвиг А. Г. Еременко".

Эстафету отца принял сын, Иван Алексеевич Еременко. Он прослужил длительное время политработником в рядах Советской армии, является полковником в отставке. Внук А.Г. Еременко, Андрей Иванович, тоже пошел по стопам своего знаменитого деда, служил офицером в рядах Советской армии до распада СССР. Самый младший из династии Еременко назван в честь памяти своего прадеда - Алексеем...

Полковник в отставке Александр МАЛЬГИН,
ветеран Великой Отечественной войны,
профессор Академии военных наук

Прочитали? Убедительно? Вроде бы да.

Но, если верить воспоминаниям Макса Альперта, то в июле 1942 года он находился в Москве. Допустим, что знаменитого фотографа память подвела и снимок этот он сделал действительно под Ворошиловградом, но редактор-то журнала "Ориентир" не может не знать, что в те времена фотографии без указания фамилии того, кто на ней изображен был один путь - в личный архив фотографа. Не обязательно в газетной публикации могла быть названа фамилия, но в редакции на таких фото обязательно помечалась и дата, и место и фамилия. И упоминать в журнальной статье что "...М. Альперт остался цел и невредим. Однако в ходе боя он не успел записать фамилию офицера, поднимавшего бойцов в атаку. ..." по меньшей мере неосмотрительно.

Но допустим, что фотография была столь выигрышна и столь ко времени, что редакторы советских газет рискнули опубликовать ее, не зная, кто на ней снят (не боясь того, что вдруг на ней изображен "сын врага народа", или сам "враг народа").

Рассмотрим же этот снимок повнимательнее.
Это полная версия снимка, которая была опубликована в тогдашних газетах, вошла в антологию фотографий этого действительно великого мастера репортажной сьемки Макса Альперта.

Не будем придираться к тому, что в журнальном снимке беззастенчиво вырезали приникших к земле бойцов, хотя, похоже, что их вырезали, дабы своим присутствием не умаляли бы славу политрука.

Несколько увеличим этот снимок и обратим внимание вот на это место, которое я обвел красным кружком.

Напомню, что до января 1943 года в Красной Армии погон не было и военнослужащие носили знаки различия в петлицах на воротниках. С этой точки зрения к снимку придраться невозможно. На снимке явно лето и следовательно снимок мог быть сделан либо летом 41-го, либо летом 42-го.

Увеличим снимок еще, так чтобы знаки различия на петлицах стали видны четко и отчетливо.

Мы видим одну петлицу, а в ней в середине один квадратик ("кубик" или "кубарь", как их обычно называли в обиходе) и выше у края петлицы эмблему в виде двух скрещенных винтовок на фоне мишени. Спутать с другой ее невозможно. Никаких близко похожих на нее эмблем не существовало.

Эту эмблему носили только военнослужащие пограничных войск НКВД и стрелковых дивизий НКВД (кроме военно-политического состава). Во всяком случае, ни в приказе НКО СССР№ 33 от 10 марта 1936г., которым были введены "петличные знаки-эмблемы" (так тогда они именовались), ни в Уставе внутренней службы РККА (УВС-37), введенном в действие в 1937 году я этой эмблемы не обнаружил. И этот приказ НКО действовал до января 1943 года, когда приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943г. эмблемы в армии были изменены.

Но дело не в этом, а в том, что до января 1943 года порядок ношения эмблем был несколько иной, чем тот, к которому мы привыкли. Эмблемы по родам войск носил только командный состав и красноармейцы. Начальствующий состав, носил эмблемы по роду своей службы независимо от рода войск, в котором служит (военно-технический - скрещенные молоток и ключ, военно-хозяйственный и административный состав - свою характерную эмблему, военно-медицинский и военно-ветеринарный состав змею, обвивающую чашу, военно-юридический состав - щит на фоне скрещенных мечей).

Для военно-политического состава (комиссары и политруки) эмблемы не существовало! И политработники никаких эмблем в петлицах не носили и носить не могли. Ни в одном роде войск РККА, ни в каких частях НКВД!

Следовательно, на фотографии изображен не политрук, а офицер погранвойск или стелковой дивизии НКВД. Оговорюсь, что по некоторым вторичным источникам косвенно явствует, что эту эмблему вроде бы перед войной присвоили и пехоте РККА, но документального подтверждения этому я не нашел даже в архивах. Да и не в самой эмблеме загвоздка, а в том, что политрук никакой эмблемы иметь в петлице не мог! НЕ МОГ!
А на снимке она присутствует.

Пошли дальше. Как я уже сказал выше, в петлице ясно различается один кубик. Между тем, когда в сентябре 1935 года Постановлением ЦИК и СНК СССР в Красной Армии были введены персональные звания, то самым младшим званием военно-политического состава было звание "политрук". Приказом НКО СССР №176 от 3.12.1935г. для этого звания знаками различия было определено 3(!) кубика.

20 августа 1937 года приказом НКО СССР №166 вводятся три новые звания -младший лейтенант, младший воентехник и младший политрук.

Вот копия приложения к этому приказу со знаками различия этих званий.

Как видим, младший политрук имеет не один, а два(!) кубика в петлице и не имеет эмблем, как и младший лейтенант (пехота и кавалерия Красной Армии как основные рода войск эмблем не имели). А вот у младшего воентехника в петлицах скрещенные ключ и молоток.

А вот подлинная фотография мая 1941 года. На ней изображен младший политрук пехоты (нет не Еременко, это другой человек). На обороте ручкой написано "Младший политрук....., стоит печать полка и подпись полкового адъютанта. Это фото из личного дела.

Как видим, ни эмблемами, ни одним кубиком здесь и не пахнет.

"Так ведь в то время слово "политрук" означало не только звание, но и должность, и вполне возможно, что младший лейтенант занимал должность политрука роты"- скажет человек знающий.

Нет невозможно. Военнослужащие командного состава на должности военно-политического состава назначаться не могли. Относительно этого имелся приказ Главного Политуправления РККА. Если должность политрука роты или комиссара батальона, полка была вакантной, то она таковой оставалась до назначения соответствующего лица из военно-политического состава. С целью заполнения должностей военно-политического состава по линии ЦК ВКП(б) в армию призывались члены ВКП(б) из народного хозяйства, аппаратов районных и областных комитетов ВКП(б).

Таким образом, становится однозначно ясно, что на знаменитой фотографии М.Альперта "Комбат" изображен младший лейтенант погранвойск НКВД или стрелковой дивизии НКВД (с некоторой долей вероятности мл.лейтенант пехоты), но никак не политрук.

Я ничего не имею против политрука А.Г.Еременко. Наверняка он воевал достойно и героически и погиб в бою за свою страну. Достоин он и памятника, как любой русский солдат, отдавший жизнь за Родину, достоин он и вечной памяти.

Но тем больнее и горше видеть, как светлое имя павшего солдата пачкается фальшивой славой, приписываемой ему его недостойными потомками. Не знаю что и как рассказывал санитар майор А.М.Макаров (может и рассказывал-то он это не в связи со снимком), но вы-то И.А.Еременко прекрасно знаете, что на фото изображен не ваш отец. А если полковник А.Мальгин действительно профессор, то ему несложно было бы обратиться в редакцию одной из центральных газет и узнать, кто в действительности изображен на фотографии, а не оказывать медвежью услугу всей когорте политработников.
И так уж их не очень уважали в офицерской среде за бесконечное выпячивание заслуг представителей своего цеха, неуемное стремление показать, что и партбилет у них краснее, и они партийнее всех остальных членов партии, и вообще только им одним страна и армия обязана всеми своими успехами. Порой старательно создаваемые ими легенды об их невероятной значимости доходили до того, что на их базе рождались анекдоты.

Вот например, анекдот о том, что в книге Л.И.Брежнева "Малая земля" якобы есть такие строки:"...В разгар боя на фланге замолк пулемет. Я бросился туда. -В чем дело- крикнул, я, подбегая к ячейке окопа. Пулеметчик повернул ко мне потное разгоряченное лицо: -Патроны кончились, товарищ комиссар-. Я проникновенно посмотрел в его глаза и тихо произнес: -Но вы же коммунист-. И пулемет застрочил вновь! ".

Не стоит, право, вытаскивать на свет божий ветхозаветные легенды. Это не идет на пользу ни самим бывшим политработникам, ни русской истории. Неужели ж вам полковник Мальгин непонятно, что такие вот опусы только порождают недоверие людей к тому, что пишется о войне с нашей стороны и открывают лазейки для проникновения в сознание людей профашистскской и прозападной лжи о войне.
И люди все чаще отодвигают в сторону как лживые, мемуары наших военачальников, где на каждой странице прославленный маршал пишет что-то типа "...огромную помощь мне оказывал комиссар...", "...особое внимание я уделял партийно-политическому обеспечению операции...", "...без пристального и постоянного внимания члена Военного Совета фронта к моей работе я бы не сумел правильно оценить....". Хотя, на деле эти строки втискивались в мемуары бдительными политработниками и маршал знал, что если он заартачится, то его воспоминания так и не увидят света. Заставили же даже Жукова вписать в его книгу строки о том, что он очень хотел встретиться с полковником Брежневым, но тот находился на Малой земле, где шли жестокие бои. Ну кто поверит, что заместитель Верховного Главнокомандующего сожалел, что не смог встретиться с каким-то там полковником начальником политотдела 18 армии, каких в РККА тогда был очень много.
А отодвинув в сторону мемуары советских маршалов-победителей, люди, как истину в последней инстанции воспринимают подчас мемуары битых гитлеровских фельдмаршалов, которым сам Бог велел лгать, дабы отмыться от позора поражения.

P.S. Что за странный титул у полковника Мальгина "профессор Академии военных наук"?
Если это учреждение типа Академии наук РФ или Медицинской Академии РФ, то там нет такого звания. Есть "член-корреспондент", есть "действительный член", а "профессор" нет. А Академии военных наук, как учебного заведения, где существуют профессорские звания, просто не существует. Может я ошибаюсь?

В общем, не в ту сторону крутнулась стрелка ориентировского компаса, не туда нас сориентировал журнал "Ориентир". А жаль. В целом, журнал сей интересный и полезный. Рекомендую его тем, кто хочет больше узнать о современной Российской Армии. А историю, товарищи ориентировцы оставьте Военно-историческому журналу. У них это лучше получается. Там и авторы посерьезнее и по каждой статье ссылки дают на первоисточники.

Источники и литература

1.Журнал "Ориентир" № 9 2003г.
2.Приказ НКО СССР № 33 от 10 марта 1936г.(ксерокопия).
3.Устав внутренней службы РККА (УВС-37). Воениздат. Москва. 1938г.
4.Приказ НКО СССР № 25 от 15 января 1943г.(ксерокопия).
5.Постановление ЦИК и СНК СССР от 22.09.1935. (ксерокопия)
6.Приказ НКО СССР № 176 от 3 декабря 1935 года.(ксерокопия).
7.Приказ НКО СССР № 166 от 20 августа 1937 года.(ксерокопия).
8.О.В.Харитонов. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской армии (1918-1945гг.). АИМ. Ленинград.1960г.
9.Коллекция автора.