Оттенки всех цветов и их названия. Редкие названия цветов и оттенков. Бедра испуганной нимфы

С самого детства мы знаем названия основных цветов и их оттенков. Но в мире существует множество самых экзотических названий, означающих тот или иной оттеночный вариант знакомого нам цвета.

Иногда эти названия звучат настолько диковинно, что многие люди не могут понять, о каком же все — таки цвете идет речь на самом деле. Давайте вместе с вами рассмотрим самые редкие и необычные их названия.

Редкие и необычные цвета

Среди самых редких и необычных названий цветов и их оттенков можно назвать следующие:

  • Аделаида
  • Адского пламени
  • Бедра испуганной нимфы
  • Бланжевый (планшевый)
  • Блакитный
  • Бусый
  • Вайдовый
  • Вердепешевый
  • Винный
  • Влюбленной жабы
  • Вощаный
  • Гавана — серый цвет с легким коричневым оттенком
  • Гаити — два варианта цвета: розовый или ярко — синий
  • Гороховый
  • Гортензия
  • Гридеперлевый — жемчужный оттенок серого
  • Гусиного помета
  • Дети Эдуарда — нежный оттенок бежево — розового цвета
  • Дикий
  • Жандарм
  • Жирафовый
  • Жонкилевый
  • Закрый (зекрый) — темно — сизый или серовато — синий
  • Испуганной мыши (хворой мыши)
  • Иудина дерева — ярко — розовый оттенок
  • Камелопардовый — желтовато — коричневый оттенок
  • КашУ
  • Кубовый (индиго)
  • Куропаткины глазки
  • Лани
  • Лягушки в обмороке
  • Маджента
  • Маренго
  • Маркизы Помпадур
  • Массака
  • Медвежий (медвежьего ушка)
  • Московского пожара — кроваво — красный оттенок давленной брусники
  • Наваринского пламени с дымом
  • Палевый
  • Парижской грязи
  • Парнасской розы
  • Последний вздох жако
  • Плавый — светло — желтый
  • Прюнелевый — оттенок черного, цвет спелой тутовой ягоды
  • Пюсовый
  • Сизый
  • Силковый — васильковый, ярко — голубой
  • Сине — алый — темно — фиолетовый цвет
  • Синетный — насыщенный синий
  • Синявый — с синим отливом
  • Смурый — коричневый оттенок серого или просто грязно — серый
  • Соловый
  • Сольферино — кроваво — красный
  • Сомо
  • Сюрприз дофина (цвет детской неожиданности)
  • Танго — оранжевый с коричневым оттенком
  • Таусинный
  • Фисташковый
  • Фрез
  • Шарлах — ярко — красный
  • Шмальтовый
  • Яхонтовый

Вот как много существует оттеночных вариантов разных цветов с диковинными названиями. А теперь давайте узнаем значение и, по возможности, происхождение каждого их них.

Аделаида

Аделаида — такое красивое название дали красному оттенку лилового цвета. Однако в некоторых источниках, в том числе литературных, цвет аделаида трактуется в качестве темно — синего оттенка.

В середине XIX века название широко употреблялось в печати. Его также можно встретить в произведениях Ф. М. Достоевского и И. Тургенева.

Адского пламени

Для обозначения характера этого цвета существует несколько вариантов:

  • Лиловый оттенок красного
  • Перламутрово — красный
  • Черный с красноватым отливом

Чаще всего подобные поэтические названия оттенкам давали торговцы тканями, описывая цветовую гамму своего товара и таким образом привлекая покупателей.

В дальнейшем слово закреплялось и продолжало употребляться в течение длительного времени. Немалую роль в этом сыграли литературные произведения, в которых сохранились особенности речи своего времени.

Бедра испуганной нимфы

Это шутливое название нежнейшего оттенка розового цвета возникло в XVII веке в связи с развитием стиля рококо. В этот период художники изображают мифических существ — нимф, обнаженные части тела которых пишутся именно нежно — розовыми красками.

По другой версии, нежно — розовый — это цвет античной богини утренней зари — Эос (или Авроры у римлян). То есть, оттенок розового под названием » бедра испуганной нимфы» — это цвет рассвета.

Бланжевый цвет

Бланжевый или планшевый — название кремового оттенка белого цвета. Слово происходит от французского » blanc», которое в дословном переводе означает » белый».

Выбор с давних времен свидетельствует о наличии утонченного вкуса. И в наши дни его часто используют в качестве основного оттенка в оформлении интерьера.

Блакитный цвет

Блакитный — это яркий синий оттенок голубого цвета. В украинском языке слово » блакитний» является названием насыщенного голубого цвета, символизирующего ясное небо.

При этом блакитный может иметь множество оттенков, от светлого голубого до яркого, почти синего оттеночного варианта. Некоторые лингвисты указывают, что слово » блакитный» имеет один корень со словом » облако». Поэтому его применение к описанию небесно — голубого цвета вполне оправданно.

Бусый цвет

Бусый — это темный серо — голубой оттенок. Название произошло от слова » бус» — серой пыли, возникающей в процессе помола ржаных зерен. По сути, это смесь муки и каменной пыли от жерновов.


Вайдовый цвет

Вайдовый — это чистый оттенок синего цвета. В старину краситель из вайды использовался вместо индиго.

Вайда красильная — это растение из семейства крестоцветных, которое культивировалось в европейских странах ради получения синей краски.

Впоследствии, с дальнейшим развитие синтетического производства индиго, возделывание и выращивание вайды значительно сократилось в объемах и почти прекратилось.


Вердепешевый цвет

Вердепешевый цвет представляет собой розовый или желтый оттенок зеленого, похожий на недозрелый персик. Это очень нежный и приятный для глаз цвет с легким отливом оттенка, который так нравился модным барышням в старину.


Винный цвет

Винный цвет — это желтовато — красный оттенок, свойственный для элитных сортов вина. Чаще всего одежду этого цвета предпочитали мужчины, но и женщины старшего возраста тоже заказывали у портных платья из ткани винного цвета.


Цвет влюбленной жабы представляет собой яркий зеленовато — серый оттенок. В брачный период лягушки приобретают подобную природную окраску для привлечения партнера. Однако впоследствии она теряет свою яркость и становится более спокойной и незаметной.


Вощаный цвет

Вощаный цвет включает в себя все оттенки натурального пчелиного воска: от серовато — желтого до янтарного. Как выяснилось, пчелиный воск может иметь как разную консистенцию, так и окраску.


Гороховый цвет

Гороховый цвет представляет собой серый или грязно — желтоватый. Верное представление дает гороховое пюре. Однако даже оно может иметь несколько различных, незначительно отличающихся оттеночных вариантов.


Гортензия

Цвет гортензии — это нежно — розовый цвет с уклоном в фиолетовые оттенки. Самой лучшей иллюстрацией могут служить цветы садовой гортензии, окрашенные хоть и ярко, но вместе с тем весьма изысканно.


Гусиного помета

Цвет гусиного помета — это желто — зеленый с коричневым отливом. Деревенские жители хорошо знают оттенок этого цвета, ведь во многих дворах держали гусей. А вот среди столичных модников данный цвет был очень популярен длительное время.


Дикий цвет

Диким называется обыкновенный оттенок серого цвета. Считается, что это название произошло от расцветки камня — дикаря, или » дикого камня». И как не вспомнить писателей — классиков, которые рисовали устрашающие картины серых и мрачных каменных темниц, в которых томились узники!


Серый камень — дикарь

Жандарм

Цвет жандарм — это насыщенный и строгий оттенок голубого цвета. Название появилось в конце XIX века благодаря цвету жандармской формы тех времен.


Жирафовый оттенок

Жирафовый — это желто — коричневые оттенки, близкие к природному окрасу этого длинношеего представителя африканской фауны. Цвета и оттенки натурального происхождения всегда трудно описывать, поэтому в старину люди не мудрствовали, и называли цвет по аналогии с каким — либо животным, растением или объектом неживой природы. Так получилось и в случае с жирафовым цветом.


Жонкилевый

Жонкилевый — это цвет нарцисса. Цветки нарцисса могут иметь различную окраску, но именно светло — желтый цвет ассоциировался с этими нежными цветам в старину.


Цвет испуганной мыши

Цвет испуганной мыши (или цвет хворой мыши) — это очень светлый оттенок серого цвета. По — видимому, мелкий грызун приобретает такой бледный окрас при виде своего злейшего врага — домашней кошки, или в результате болезни.

В старину портные очень тщательно следили за тем, чтобы цвет испуганной мыши не перепутать с мышиным — насыщенным серым.


Кашу

Цвет кашУ может иметь целых три различных значения:

  • Синий
  • Ярко — красный
  • Цвет табака

Кубовый (индиго)

Кубовый цвет — это насыщенный синий. Название произошло от растения куб, с помощью которого окрашивали ткани для производства знаменитых кубовых платков.


Куропаткины глазки

В старину под цветом » куропаткины глазки» подразумевался светло — красный оттенок. И действительно, над верхним веком глаза птицы мы можем видеть яркую полоску светлого красного цвета.


Цвет лани

Этот цвет назван в честь своеобразной природной окраски дикого парнокопытного животного — лани. Он характеризуется спокойными, желтовато — коричневыми оттенками.


Цвет лягушки в обмороке

Цвет лягушки в обмороке представляет собой сложный оттенок, образованный слиянием нескольких цветов: болотного, серого и . В результате получился уникальный оттеночный вариант серого цвета.

Видимо, по мнению наших остроумных предков, именно такую окраску должна была приобретать лягушка, упавшая в обморок от неожиданного огорчения или при виде опасности.

Вместе с тем многие современный дизайнеры считают его спокойным, строгим и одновременно элегантным.

Маджента

Цвет маджента представляет собой ярко — красные оттенки и целый ряд пурпурных цветов. Поэтому название » маджента» подходит для многих оттенков красновато — пурпурной цветовой гаммы.

Внешне он очень похож на современный , который находится на пике моды уже много лет.

Маренго

Цвет маренго — это один из популярных и модных в наши дни оттенков серого, черного с серым отливом или серо — синего цвета. Художники определяют его как » цвет морской штормовой волны».

Данный цвет известен и в истории. Именно такого цвета были брюки у Наполеона, когда он со своей армией в 1800 году разгромил австрийские войска в итальянском городке Маренго.

Маркизы Помпадур

Соблазнительный и чувственный оттенок розового цвета. Из истории мы знаем, что Маркиза де Помпадур была весьма любвеобильной женщиной. А цвет вечной влюбленности, как известно, розовый. Именно поэтому яркому и привлекательному оттенку было дано имя маркизы.

Массака

Массака — это название темно — красного с синим отливом или густого лилового цвета, известное в России с начала XVIII века. Но особой популярностью в разговорной речи название цвета пользовалось в 30 — е годы XVIII столетия.

Медвежий цвет

Медвежий (или цвет медвежьего ушка) — это темно — каштановый оттенок коричневого цвета. Это очень приятный цвет, который ценился солидными мужчинами в возрасте.


Наваринского пламени с дымом

Цвет наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — это темный оттенок с легким розово — красным отливом. Название было дано суконной ткани после известного исторического события — победы русских войск над турками в Наваринской бухте Ионического моря в октябре 1827 года.

Название данного оттенка можно встретить в литературном источнике — романе Н. В. Гоголя » Мертвые души», главный герой которого, господин Чичиков, отправился в лавку покупать себе ткань для пошива костюма.


Палевый

Палевым называется розовато — бежевый или соломенный оттенок желтого цвета. Название происходит от французского слова » paille», что в переводе означает » солома».


Парижской грязи

Из самого названия можно понять, что речь идет о каком — то темном и грязном цвете. И действительно, парижская грязь — это грязно — коричневый цвет. Название возникло после знакомства читающей публики с очерками Луи Себастьяна Мерсье » Картины Парижа».

Парнасской розы

Цвет парнасской розы — это красивый оттенок розового с фиолетовым отливом. В целом, этот цвет очень близок к сиреневому, но он более нежный и насыщенный.


Паука, замышляющего преступление

Темный оттенок серого называется цветом паука, замышляющего преступление или » готовящегося к убийству», как еще могут называть этот цвет.

Название вполне оправдано поведением паука, который в процессе выслеживания добычи несколько меняет свою окраску, чтобы сливаться с окружающей обстановкой и оставаться незамеченным для жертвы.


Последний вздох жако

Цвет последнего вздоха жако — это желто — рыжий. Орнитологи утверждают, что перед смертью глаза попугая приобретают этот оттенок и становятся ярко — окрашенными.


Пюсовый

Пюсовый цвет представляет собой бурый, коричневатый оттенок красного. Среди других, еще более диковинных название этого оттеночного варианта можно назвать следующие:

  • Цвет раздавленной блохи
  • Блоха в обмороке
  • Блошиное брюшко
  • Блоха в родильной горячке

Сизый оттенок

Сизый оттенок — это цвет окраски перьев голубя. Впоследствии сизым стали называть просто синий.


Соловый

Чистый оттенок серого цвета, близкий к природной окраске оперения соловья. Кстати, эту маленькую и неприметную певчую птичку назвали благодаря соловому цвету.


Сомо

Цвет сомо сочетает в себе несколько оттенков желтого, оранжевого, красного и палевого цветов. Проще говоря, цвет сомо — это лососевый, потому что с французского языка слово » saumon» переводится как » лосось».

Сомо является оттенком, стоящим в спектре на границе перехода оранжевого цвета в красный. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века, и в середине XX века он тоже находился на пике моды.


Сюрприз дофина

Данный цветовой вариант нежного зеленовато — желтого оттенка имеет еще одно остроумное название — » цвет детской неожиданности».

По легенде, в Париже все придворные дамы стали перекрашивать ткани в этот оттенок после того, как королева Мария Антуанетта показала им своего новорожденного сына. Младенцу было всего пару часов отроду. Крошечный дофин справил нужду на белоснежные пеленки, после чего во Франции цвет детской неожиданности на некоторое время стал самым модным.

Таусинный цвет

Таусинный цвет — это яркий оттенок синего. Название происходит от слова » павлин». И действительно, если присмотреться к природной окраске павлиньих перьев, то трудно отыскать аналог более яркого, свежего и чистого синего цвета.


Фисташковый

Фисташковый цвет имеет грязновато — зеленый оттенок. Он был и остается весьма популярным для оформления в наши дни.


Фрез

Фрез — это яркий и насыщенный, сочный и привлекательный оттенок алого цвета. В давние времена его называли » цветом раздавленной земляники».


Шмальтовый цвет

Шмальтовый — это оттенок голубого. Свое название цвет получил от наименования краски, для изготовления которой использовалось толченое синее стекло (смальта).

Яхонтовый цвет

Яхонтовый — это название сразу нескольких цветовых оттенков — розового, красного, синего и фиолетового. Подобное многообразие значений объясняется происхождением и лексическим смыслом слова » яхонт».

Яхонт — это старинное название ярких и роскошных , имеющих насыщенную окраску и издающих интенсивный блеск при попадании света.

На сегодняшний день данное слово практически не употребляется, потому что его заменили современные названия минералов:

  • Лазоревый (синий) яхонт — это сапфир
  • Красный яхонт — рубин

  • — корунд

Таким образом, мы узнали самые редкие, необычные и часто поэтические названия диковинных цветов, многие из которых пришли к нам с глубокой древности или возникли в результате какого — то исторического события.

Палитра цветов и оттенков, используемая художниками и дизайнерами, просто поражает. А благодаря изменчивым тенденциям модницы всего мира также старательно изучают колористические схемы, как и модные журналы. Так, привычный всем желтый цвет при детальном рассмотрении делится на: горчичный, золотой, лимонный, шафрановый, канареечный, грушевый, кукурузный, шартрез, весенний бутон, георгиново-желтый, мандариновый, античный золотой… и это далеко не полный перечень его оттенков! Как разобраться в существующем разнообразии оттенков, и главное – нужно ли это вообще? Ведь восприятие цвета сугубо субъективно, на него влияют не только культурные факторы, но и физиологические (способность глаза различать нюансы цвета у разных людей неодинакова от природы). Кроме того, оттенок может казаться более теплым или холодным в зависимости от окружающих его цветов.

Холодные цвета и оттенки

Чтобы наглядно продемонстрировать непрерывность переходов цветов и оттенков, используется цветовой круг. В его основе три цвета: красный, желтый и синий. При смешивании этих цветов между собой мы получим промежуточные цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Все другие оттенки получаются смешиванием этих цветов между собой, а также с черным и белым.

Существуют три основных способа отображения цветового круга, хотя, по сути, они представляют собой одно и то же.

Основой холодных цветов является голубоватый подтон. Если при взгляде на цвет, вы можете представить, что сквозь него просвечивает голубой, серый или – этот оттенок холодный.

Холодными оттенками являются:

  • темно-красный;
  • кошениль;
  • алый;
  • ализариновый;
  • малиновый;
  • кардинал;
  • маджента;
  • баклажан;
  • глициния;
  • лимонный;
  • тауп;
  • нефритовый;
  • аквамарин;
  • индиго;
  • берлинская лазурь;
  • гридеперлевый;
  • антрацитовый;
  • маренго.

Теплые оттенки цветов

Следует учитывать, что восприятие многих оттенков зависит от цветов, находящихся рядом. Выражение «все познается в сравнении» для температуры цвета весьма актуально. Даже среди оттенков одной температурной шкалы можно найти более теплые и более холодные. Проще всего сравнивать оттенки с нейтральным (к примеру, белым). Теплые оттенки цвета при этом будут иметь «отсвет» желтого, красного или розового.

К ним относятся:

Кроме того, существуют еще так называемые нейтральные цвета:

Для правильного сочетания цветов и оттенков следует научиться отличать теплые тона от холодных. Существуют три способа создания цветовых композиций.

Для первого из них выбирают несколько оттенков одного и того же цвета. Этот способ подходит для создания сдержанных элегантных ансамблей.

Для второго сочетают смежные цвета (расположенные рядом на цветовом круге).

В третьем способе используются дополнительные цвета (располагающиеся на противоположных участках цветового круга). Таким способом получают наиболее броские, эффектные композиции.

Как видите, стоит все-таки научиться различать теплые и холодные цвета и оттенки, а вот названия каждого из десятков тонов и полутонов выучивать наизусть вовсе не обязательно. Даже если вы стилист или дизайнер, проще будет носить с собой несколько цветовых палитр с названиями, чем постоянно держать цвета в памяти. Кроме того, гораздо проще показать пример цвета, нежели пытаться объяснить, в чем разница между, к примеру, индийским красным, лососевым и светло-коралловым.

Таблица (палитра) цветов html предоставляет вам возможность самостоятельно подобрать нужный вам тон. Значение цвета отображается в трех форматах: Hex, RGB и HSV.

  • Hex состоит из трех двух символьных значений в шестнадцатеричной системе счисления. Например: #ff00b3, где первая пара чисел - красный, вторая - зеленый, а третья - синий.
  • RGB (RedGreenBlue) имеет вид "200,100,255", обозначающее количество соответствующего тона(красный,зеленый,синий) в получаемом цвете.
  • HSV (Hue, Saturation, Value - тон, насыщенность, значение) - цветовая модель, в которой в качестве координат являются:
    • Hue - цветовой тон, может варьироваться в пределах от 0° до 360°.
    • Saturation - насыщенность, варьируется в пределах 0-100 или 0-1. Чем больше этот параметр, тем «чище» цвет, поэтому этот параметр иногда называют чистотой цвета. А чем ближе этот параметр к нулю, тем ближе цвет к нейтральному серому.
    • Value (значение цвета) - задает яркость, значение так же может варьироваться в пределах 0-100 или 0-1.

Введите код цвета: GO

Список цветов с названиями

В таблице перечислены названия цветов на английском языке (которые можно использовать в качестве значений), поддерживаемые всеми браузерами, и их шестнадцатеричные значения. Все перечисленные цвета являются "безопасными", то есть во всех браузерах будут отображаться одинаково.

Название цвета HEX Цвет
Black #000000
Navy #000080
DarkBlue #00008B
MediumBlue #0000CD
Blue #0000FF
DarkGreen #006400
Green #008000
Teal #008080
DarkCyan #008B8B
DeepSkyBlue #00BFFF
DarkTurquoise #00CED1
MediumSpringGreen #00FA9A
Lime #00FF00
SpringGreen #00FF7F
Aqua #00FFFF
Cyan #00FFFF
MidnightBlue #191970
DodgerBlue #1E90FF
LightSeaGreen #20B2AA
ForestGreen #228B22
SeaGreen #2E8B57
DarkSlateGray #2F4F4F
LimeGreen #32CD32
MediumSeaGreen #3CB371
Turquoise #40E0D0
RoyalBlue #4169E1
SteelBlue #4682B4
DarkSlateBlue #483D8B
MediumTurquoise #48D1CC
Indigo #4B0082
DarkOliveGreen #556B2F
CadetBlue #5F9EA0
CornflowerBlue #6495ED
MediumAquaMarine #66CDAA
DimGray #696969
SlateBlue #6A5ACD
OliveDrab #6B8E23
SlateGray #708090
LightSlateGray #778899
MediumSlateBlue #7B68EE
LawnGreen #7CFC00
Chartreuse #7FFF00
Aquamarine #7FFFD4
Maroon #800000
Purple #800080
Olive #808000
Gray #808080
SkyBlue #87CEEB
LightSkyBlue #87CEFA
BlueViolet #8A2BE2
DarkRed #8B0000
DarkMagenta #8B008B
SaddleBrown #8B4513
DarkSeaGreen #8FBC8F
LightGreen #90EE90
MediumPurple #9370D8
DarkViolet #9400D3
PaleGreen #98FB98
DarkOrchid #9932CC
YellowGreen #9ACD32
Sienna #A0522D
Brown #A52A2A
DarkGray #A9A9A9
LightBlue #ADD8E6
GreenYellow #ADFF2F
PaleTurquoise #AFEEEE
LightSteelBlue #B0C4DE
PowderBlue #B0E0E6
FireBrick #B22222
DarkGoldenRod #B8860B
MediumOrchid #BA55D3
RosyBrown #BC8F8F
DarkKhaki #BDB76B
Silver #C0C0C0
MediumVioletRed #C71585
IndianRed #CD5C5C
Peru #CD853F
Chocolate #D2691E
Tan #D2B48C
LightGray #D3D3D3
PaleVioletRed #D87093
Thistle #D8BFD8
Orchid #DA70D6
GoldenRod #DAA520
Crimson #DC143C
Gainsboro #DCDCDC
Plum #DDA0DD
BurlyWood #DEB887
LightCyan #E0FFFF
Lavender #E6E6FA
DarkSalmon #E9967A
Violet #EE82EE
PaleGoldenRod #EEE8AA
LightCoral #F08080
Khaki #F0E68C
AliceBlue #F0F8FF
HoneyDew #F0FFF0
Azure #F0FFFF
SandyBrown #F4A460
Wheat #F5DEB3
Beige #F5F5DC
WhiteSmoke #F5F5F5
MintCream #F5FFFA
GhostWhite #F8F8FF
Salmon #FA8072
AntiqueWhite #FAEBD7
Linen #FAF0E6
LightGoldenRodYellow #FAFAD2
OldLace #FDF5E6
Red #FF0000
Fuchsia #FF00FF
Magenta #FF00FF
DeepPink #FF1493
OrangeRed #FF4500
Tomato #FF6347
HotPink #FF69B4
Coral #FF7F50
Darkorange #FF8C00
LightSalmon #FFA07A
Orange #FFA500
LightPink #FFB6C1
Pink #FFC0CB
Gold #FFD700
PeachPuff #FFDAB9
NavajoWhite #FFDEAD
Moccasin #FFE4B5
Bisque #FFE4C4
MistyRose #FFE4E1
BlanchedAlmond #FFEBCD
PapayaWhip #FFEFD5
LavenderBlush #FFF0F5
SeaShell #FFF5EE
Cornsilk #FFF8DC
LemonChiffon #FFFACD
FloralWhite #FFFAF0
Snow #FFFAFA
Yellow #FFFF00
LightYellow #FFFFE0
Ivory #FFFFF0
White #FFFFFF

Теория основных цветов иллюстрируется цветовым кругом . Этот круг показывает, как связаны цвета, называемые тонами. Цвета на цветовом круге разделятся на основные и вторичные.

Сочетание этих цветов характеризуется как смежные или как дополнительные, в зависимости от их положения на цветовой шкале .


Основные цвета – красный, желтый и синий, а оранжевый, зеленый и фиолетовый – дополнительные цвета .

Смежные цвета – это цвета, которые находятся рядом на цветовом круге. Например, красный и оранжевый являются смежными.

Дополнительные цвета – это цвета, которые на цветовом круге находятся друг напротив друга. Так, синий цвет является дополнительным для оранжевого цвета.

Нейтральные цвета — оттенки белого, серого или бежевого цветов. Большинство нейтральных цветов слегка окрашены в другой цвет.

Тон оттенка – определяется количеством белого и черного и выражается величиной светлоты или темноты.

Насыщенность – описывает яркость оттенка . Насыщенные (яркие) оттенки являются интенсивными оттенками , которые не разбавлены черным, белым или дополнительным оттенком .

Ненасыщенные (приглушенные) цвета – образуются при разбавлении оттенка черным, белым или дополнительным оттенком.

Композиция на основе одного цвета . В композиции на основе одного цвета используются различные оттенки одного и того же цвета. Они придают ощущение покоя.

Композиция на основе смежных цветов. Композиции на основе смежных цветов создаются с помощью различных оттенков двух или трех цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Смежные светлые цвета оказывают расслабляющее воздействие.

Композиция на основе дополнительных цветов . Композиция на основе дополнительных цветов изменяется от ярких и живых до задерживающих внимание и впечатляющих. Эти композиции образуются с помощью вариаций цветов , находящихся напротив друг друга на цветовом круге . Простой способ работы с данной композицией – это выбрать одну группу теплых цветов и другую группу холодных цветов .

Названия цветов и оттенков

Довольно часто мы затрудняемся в определении оттенка и цвета . Восприятие цвета весьма субъективное, поскольку обусловлено как физиологическими, так и культурными особенностями человечества.

Также очень часто встречаются такие описания цветов и оттенков тканей, ниток, косметической продукции, красок и др., значение которых иногда бывает непонятно. Некоторые считают это профессиональным цветовым жаргоном , а другим они кажутся просто интересными и забавными.

Авантюрин — [от авантюрин "минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды"; открыт случайно (per aventura) в 1750 г. < фр. aventurine < aventure "приключение"] – серебристо-черный, черный с металлическим блеском.

Аделаида , аделаидин — [от Аделаида (др.-герм. "благородный" + "состояние, положение") - имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] — красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в.

В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. «Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида» (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.

Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
У Даля адрианопольский — [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] – ярко-красный, краска из марены.

Алебастровый, алавастровый — (устар.) — [от алебастр "плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок" < греч. < Alabastron – название города в Египте] — бледно-желтый с матовым оттенком, матово-белый. Чаще о цвете лица, кожи человека.

Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый — [от альмандин "драгоценный камень из группы гранатов" < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] — темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.

Акажу — [от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju "тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»"] цвет красного дерева.

Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.

Аметистовая ночь, аметистовый — [от аместист "полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца" < нем. Amethyst, фр. am?thyste < греч. < "не" + "опьяняю"; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] – темный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнево-лиловый.

Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего — о цвете неба.

Антрацитовый — [от антрацит "лучший сорт каменного угля" < греч. "уголь"] — насыщенно-черный, с сильным блеском.

Арлекин, арлекиновый — [от Арлекин - имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell"arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] — пестрый, разноцветный.

В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень — благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине и крестцу кошки…

Аспидный — цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.

Афалина — [от афалина "млекопитающее семейства дельфинов отряда китов"] – серебристый зелено-голубой.

Багор — густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр , багрец , багрецовый , багровый , багрянец , багрянистый ,багряный .

Багрецовый — цвет багреца: яркий багровый.

Багрянистый — устаревшая форма слова багряный.

Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Бакан, бакановый, баканный — ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [< тюрк. и араб. bakkam] — красная краска — ярко-красный, багряный.

Барканский — [от баркан "плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа" <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] – один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.

Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров.

Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский «ляжкой испуганной Машки».

Берилловый
— по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня, зеленовато-голубой.

Берлинская лазурь, берлинская синь - [по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также Прусская синь .

Бизон — темно-оранжевый.

Биллиардного сукна , биллиардной покрышки — ядовито-зелёный.

Бисквитный — [от бисквит – фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный < фр. biscuit < bis "дважды" cuit "печеный"] — белый с сероватым или зеленоватым оттенком.

Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк — [от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] — серовато-желтый или коричневый.

Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом.

Бисной — арх. седой, серебристый, белый.

Бистровый — [от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками 15-18 вв. для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши < фр. bistre < ниж.-герм. biester "темный"] — густой коричневый, бурый.

Бланжевый , или планшевый (от фр. blanc белый), — желтовато-белый, белый с кремовым оттенком, телесный.

Бле-раймондовый , бле-реймон — [от франц. bleu "синий" + мужское имя Raymond (Раймон(д))] – оттенок синего цвета.

Блокитный — (польск.) ярко-синий, сине-голубой. У Даля — голубой, васильковый.

Блондовый — [фр. blonde "золотистая, рыжеватая, русая, белокурая"] — светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное блондовый в XVIII – XIX вв. нередко употреблялось и в ином значении: блондами называли кружево из шелка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого либо черного цвета.

Болкатый — черный, темный.

Бордосского вина (бордо, бордовый) — красно-фиолетовый, темно-красный с лиловым оттенком.

Бороды Абдель-Кадера — [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир - алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] — белый, отливающий в серый.

он же Бороды Абдель-Керима — [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша - турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].

Бронзовой брони — зеленый с фиолетовым оттенком.

Броный — [ср. бронь, брунь, брона "спелый колос", бронеть "зреть" < возможно, др.-инд. Bradhnas "рыжеватый, буланый"] — беловатый, бело-серый.

Брощаный — багряный, пурпурный.

Бристольский голубой — ярко-голубой.

Брусничный — [от названия ягоды брусники] — один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зеленый (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.

Брусьяный , брусвяный — красный, багряный, цвета брусники.

Брэнсолитеровый — [от франц. brun solitaire "единственный (в своем роде) коричневый или смуглый"; другое значение solitaire "драгоценный камень"] – оттенок коричневого.

Буланый — [от тюрк. bulan "олень, лось"] — желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; иногда при темном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте.

Бурматный — [возможно, от польск. brunatny "коричневый, бурый" < ср.-в.-н. brûnât "темная ткань", ср.-нем. braun "коричневый"] — темно-серый, как бы подернутый пылью.

Бурнастый , брунастый — то же, что бурый, красновато-коричневый.

Бусый — [возможно, от др.-тюрк. boz "серый, тёмный"] — темный голубовато-серый; иногда о неопределенной окраске. У Даля (сиб). темно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно-бурый с синевою, сизо-бурый (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Татарский глет зеленовато-бусый / Соседствует с венецианской бусой (М. Волошин).

Бычьей крови — черный с красноватым отливом.

Вайдовый — темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.

Валюта — серо-зеленый, цвета доллара.

Венге — [от венге "твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки". Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до темно-коричневого с черными прожилками] — темный красновато-коричневый с черными прожилками.

Как бы от себя — этот цвет стал моим безумием во время ремонта!!! Сейчас он на пик моды! Посмотрите вокруг! — ламинат или паркетная доска — цвета венге, шкафчик — цвета венге, тумбочка — венге, мойдодыр — венге, стакан — венге, дверь — венге, стул, стол, всевозможная мебель и т.п.! Сплошной ВЕНГЕ!!!

Вердепешевый — [от фр. vert-de-pеche "зелень персика"] — желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.

Вердепомовый — [от фр. vert-de-pomme "зелень яблока"] — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.

Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вердрагоновый — [франц. vert dragon "зеленый драгунский"; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon "дракон"] — оттенок темно-зелёного.

Вермильон , вермильоновый — [франц. vermillion "ярко-красный, алый; румянец"] — ярко-алый с оранжевым оттенком.

Веселая вдова — оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.

Виардо — [искаженное фр. vert d"eau "зелень воды"] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень .

Винный — желтовато-красный.

Влюбленной жабы — зеленовато-серый.

Вороний глаз — черный, глубокий черный оттенок – рекомендовался для дорогих фраков, такого цвета могла быть лишь шерсть высочайшего качества. Любая другая очень скоро приобретала рыжеватый оттенок.

Воронова крыла — черный с синеватым отливом.

Вохра , вохряной — то же, что охра.

Вощаный , восковой — цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.

Выдровый — цвет меха выдры, грязновато-зеленый.

Гавана или гавана-браун — темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.
Гаити — или синий и красный — цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.

Гагатовый — чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата — чёрный или коричнево-чёрный.

Гелиотроповый — 1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.

Геморроидальный — модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова — серо-желтый, измождённый. Также параличный .

Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубец , горная синь , английская горная синь — ярко-синяя краска.

Голубиной шейки — оттенок серого.

Гороховый — цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый.

Гортензия — нежно-розовый.

Гридеперливый — жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.

Гуляфный — астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.

Гусиного помета (мердуа)
— желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый — с преливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда — оттенок розового. Картина Делароша «Дети Эдуарда IV» <1830-1831, Париж, Лувр>, принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа «под детей Эдуарда»).



Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий , дикенький — светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске

Драконьей зелени — очень темный зелёный.
«Так я впервые увидел драконье стекло.

Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости.

А в основании — топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками». (АБРАХАМ МЕРРИТ «СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО»)

Драконий крови — это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.

Дроковый — ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

Дымный , дымчатый — с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.

Жандарм — оттенок голубого. Бытовало даже выражение «голубые штаны», которым обозначали служащих жандармского управления.

Жаркий (он же горячий ) — оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Жженого кофе

Жженого хлеба — сложный оттенок коричневого.

Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.

Жирафовый — желто-коричневый.

Жирафьего брюха или брюха жирафа — сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х.

Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха» , цвет«влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании» .
Жонкилевый — золотисто-желтый, жонкиль — один из видов рода нарцисса.
Зекрый — светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Изабелловый — бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.

Индиго — темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.

Инкарнатный — (от лат. "сarneus" мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Испуганной мыши — нежно-серый цвет.

Иудина дерева — ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.



Какао-шуа — (франц. "сacao-сhoix" отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета.

Камелопардовый — желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную «Калиостро» или «Ожерелье Королевы»(259).

Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой "кардинала на соломе " и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Кармазинный
, кармезинный — (франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.

Карминный — ярко-красный.

Кармелитовый , капуциновый — чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: «кармелитовый», «капуциновый» и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок «жженого хлеба» или «жженого кофе» и «лесных каштанов».

Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.

КашУ
или катеху — красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом — желтый цвет, с солями железа - оливковый, с медн. и хромов.- коричневый и черный.

Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Кипенный , кипенно-белый — белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.

Колумбиновый — (от франц. "colombin" голубь) голубиный, сизый.

Коричный
— от «корица» то же, что коричневый.

Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый — от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный , краповый — алый, мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Краска — красный цвет, краснота, краснина.

Кумачовый — иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.

Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый — ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).

Куропаткины глаза — обозначен в периодике как светло-красный.

Лабрадоровый — цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков.

Лавальер — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.

Лесных каштанов — темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный — нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.

Лондонского дыма — тёмно-серый.

Лорд Байрон или байронов — [от имени англ. поэта Дж. Байрона] — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого, близкий к темно-каштановому.

Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.

Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.

Магово-гуляфный — красно-розовый.

Маджента — с итал. — ярко-красный, фуксин, с англ. — пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.

Майский жук — цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.

Маков цвет [чаще всего о лице] - цвет красного мака: румяный, пунцовый.

Маренго — серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер — светло-серый.

Марин , марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.

Массака — темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».

Медвежий , медвежьего ушка

Милори — темно-голубой, синий, Берлинской лазури .

Мов — розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauvéine — анилиновый пурпур) — первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.

Мордоре , мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.

Мурамный , муаровый — травянисто-зеленый.

Нагой — телесный.

Накаратовый — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».

Нанковый (нанка , нанкинной ) — цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.

Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный — цвета облака.

Оброщеный — багряный.

Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.

Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.

Павлиний — синевато-лиловый.

Палевый — бледно-желтый, тускложелтый, розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille «солома». У Даля — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь — ярко-синий.

Парижский голубой — cветло-голубой.

Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление — тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам — черный с краснотой.

Пелесый — темный, бурый.

Перванш — серовато-голубой, бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перловый — (от франц. perle, перл, жемчуг) жемчужный, белый, с сизым отливом.

Померанцевый — ранжевый, рудо-желтый, жаркой. У Даля померанец — дерево и плод горький апельсин.

Порфирный — пурпурный, багряный; (от греч. porphýreos - пурпурный) название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный П.), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме.

Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты - в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже - кармин… Поэтому, в частности, пурпур и порфир - древние символы власти, признаки царственности их обладателя.

Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый — светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.

Празеленый — иссиня-зеленоватый.

Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.

Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».

Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пьяная вишня — коричневый с красноватым оттенком.

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки «блошной» , «блошиный» ; «блошиного брюшка» , цвет «блохи в родильной горячке» , «блохи, упавшей в обморок» , «блошиной спинки» , «влюблённой блохи» , «мечтательной блохи» ...).

В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. «Это цвет блохи!», — воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в «цвет блохи». Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

Ранжевый — то же, что оранжевый.

Резвая пастушка — оттенок розового.

Рвота императрицы — оттенок коричневого.

Рдяный - красный, алый.

Редрый — бурый, рыжий, красноватый.

Ржавчинный - ржавый, рыжий.

Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Рудожелтый - оранжевый, рыжий.

Рудый - желтый с красноватым оттенком.

Сажной - цвета сажи: черный.

Савоярский — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги — оттенок розового.

Сепия (он же китайская тушь ) — коричневый, краска, добываемая из чернил каракатицы.

Селадоновый — серовато-зеленый.

Сизый — цвет голубя, после просто синий.

Силковый — голубой, васильковый.

Сине-алый — темно-фиолетовый.

Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

Синявый — с синим отливом.

Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.

Смарагдовый - цвет смарагда (устаревшее название изумруда).

Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый, темного, мешанного цвета, избура-черно-серый, темносерый, темнобурый. Так крестьяне называли темно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти — иногда с коричневатым оттенком.

Солдатский - цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.

Соловый — серо-желтый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино — ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.

Сомо, сому (сомон ) - от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».

Спаржевый - цвет спаржи: оливковый.

Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый — ярко-красный.

Сургучный - коричневый, цвет почтового сургуча.

Сюрприз дофина . Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

Танго — оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле «Креольское правосудие».

Таусинный — синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука — красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.

Фисташковый — грязновато-зеленый.

Фрез , фрезовый — [от франц. "fraise" земляника] цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком.

Фуксии
— насыщенный розовый.

Хаки — сложный серовато-коричневато-зеленоватый цвет. Обычно форменная. Название от англ. — khaki, восходящего к инд. от перс. hak — земля, пыль.

Хризолитовый — цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зеленый.

Хризопразовый — цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зеленый.

Циан — также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.

Цининный — зеленый.

Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

Червонный — красный, алый, ярко-красный.

Червленый, червчатый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый, багряный и багровый, цвета червца, ярко-малиновый. Червец — насекомое Coccus, дающее червцовую краску.

Чермной — рыжий, искрасна-рыжий или червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета...

Чернильный — цвет фиолетовых чернил.

Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб — [от франц. "chamoi" верблюд] светлый рыже-коричневый.

Шанжан — цвет с переливающимися оттенками. Шанжан - пестротканая ткань с контраст­ной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

Шарлах
или шерлак — ярко-красный, от названия краски, цвет и краска яркий багрец, червлень.

Шартрез — жёлто-зелёный.

Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.

Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон — ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый , юфтяной , юхотный — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка , медянка — яркая зеленая краска, получаемая путем окисления меди.

Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.