Что должен делать грудничок 3 месяца. Развитие ребенка в третий месяц жизни. Уход за трехмесячным младенцем

Каждая мама знает, что ее ребенок уникален. Все детки развиваются своим собственным темпом, какие-то навыки кроха осваивает раньше сверстников, какие-то позже. Но как же тогда определить, насколько гармонично развивается ребенок?

Как узнать, достаточно ли мама уделяет внимания своему малышу? Что должен знать и уметь ребенок в 3 года, похоже ли развитие мальчиков и девочек в этом возрасте? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к статистике. Отталкиваясь от среднестатистических данных, можно легко установить степень развития малыша, и на что родителям нужно обратить особое внимание.

Физические и двигательные навыки

В плане физического развития, к 3 годам ребенок должен уметь все, что связано с двигательными функциями, а именно:

  • ходить и бегать;
  • ходить на носочках и спиной вперед;
  • стоять на одной ноге;
  • уверенно прыгать;
  • бросать и ловить мяч;
  • пытаться попасть мячом в кольцо, висящее в метре от земли;
  • подниматься и спускаться по обычной и вертикальной лестнице;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • совершать кувырки вперед и назад;
  • легко собирать мелкие предметы, нанизывать бусины на шнурок;
  • владеть основными навыками лепки из пластилина.

Кроме прочего, в возрасте 3 лет у ребенка к двигательным функциям можно добавить бытовые навыки:

  • умение самому одеться и раздеться;
  • знание своих вещей, умение ими пользоваться;
  • умение обращаться с пуговицами;
  • навык складывания своих вещей в шкаф;
  • умение помогать по дому;
  • навык складывать игрушки на свои места;
  • самостоятельный прием пищи ложкой или вилкой, умение пить из чашки;
  • выполнение простых гигиенических процедур.


Знаете ли вы? Все физические навыки ребенка формируются в зависимости от его возможностей. Если у ребенка нет велосипеда и его никто не учил, он к 3 годам не будет на нем ездить. Если малыш чего-то не умеет, нужно просто уделить этому аспекту некоторое внимание, малыши в 3 года очень быстро учатся.

Творческие и аналитические умения

Творческие навыки у трехлетнего ребенка развиваются и проявляются в различных любимых занятиях:

  • рисование;
  • лепка из пластилина;
  • составление паззлов из 10-100 сегментов;
  • выкладывание простых мозаик;
  • решение элементарных загадок;
  • счет на пальцах до 5;
  • знание названий 7-10 цветов и умение их отличить.


Обратите внимание на размах в количестве сегментов для паззла. Если малыш столкнулся с ними впервые, ему и 10 сегментов покажется многовато. Но если вы складывали с ним паззлы годов с 2, то малыша увлекут красивые картинки на 100, а может, и больше элементов. Во сколько лет ребенок должен знать цвета – более однозначный вопрос. К 3 годам малыш должен освоить «радугу». В противном случае, у ребенка возможны проблемы с цветовым восприятием.


В 3 года наступает возраст «почемучки». Малышам все интересно, они уже неплохо говорят и многое понимают из вашей речи. А вокруг все такое любопытное! Трава почему-то зеленая, небо – синее, кошка почему-то мяукает, собачка – лает. Любопытство провоцирует формирование сотни вопросов, а вопросы способствуют развитию аналитического мышления. Детки в 3 года могут:

  • отличить хорошее от плохого;
  • определить время года по погоде;
  • завершить простую логическую цепочку (шел дождик, потому на дорогах лужи);
  • придти к простому умозаключению (руки моют перед едой, чтобы они были чистыми);
  • объединять вещи по общим признакам (морковка, свекла, картошка – овощи).
  • сортировать предметы по разным признакам (синие и белые листы бумаги, большие и маленькие игрушки);
  • различать домашних и диких животных.

Знаете ли вы? Степень развития ребенка зависит от того, сколько вы с ним занимаетесь. А еще это отличный возраст, чтобы научить ребенка добывать информацию. «Я не помню, почему листья зеленые, давай вместе найдем ответ на твой вопрос в энциклопедии (интернете)».

Общение и эмоции

Трехлетние малыши очень общительны, за исключением изначально замкнутых деток. Среднестатистический ребенок 3 лет уже вполне способен:

  • говорить свое имя и фамилию;
  • называть имена ближайших родственников;
  • давать имена любимым игрушкам;
  • связно объяснять, что он хочет или чем недоволен;
  • играть в коллективные игры, следуя правилам (хотя многие дети в этом возрасте все еще предпочитают самостоятельные занятия);
  • отличать свои вещи от чужих (хорошо закрепляется понятие «это мое»);
  • выражать эмоции смехом, плачем, выражениями лица;
  • описывать некоторые эмоции словами;
  • знакомиться самостоятельно;
  • определять, кто из соседей по песочнице ему по душе, а кто – нет;
  • обижаться на других детей.


В 3 года малыш уже выработал механизмы реакции на появление мамы или папы с работы, положительно реагирует на появление в гостях бабушек и дедушек, с удовольствием ходит в гости к своим приятелям. Малыш понимает некоторые аспекты взрослой жизни вроде «почему папа ходит на работу» или «зачем мы идем в магазин», учится сносно вести себя в публичных местах.

В этом возрасте ребенок не только умеет проявлять все свои эмоции более приемлемым образом, нежели слёзы и крики, но даже подавлять некоторые из них, если того требует ситуация. Например, дует губы и краснеет, но не плачет в очереди к доктору, щурит глазки и трясется, но не заливается смехом в очереди к кассе магазина. А еще кроха умеет пользоваться «словами вежливости»:

  • спасибо;
  • пожалуйста;
  • здравствуйте;
  • до свидания.

Это важно не только как социологический навык, но и является одним из навыков речи.

Развитие речи ребенка

Как развивать речь ребенка в 3 года – не такой уж актуальный вопрос. В этом возрасте малыши сами активно пополняют словарный запас из всего, что услышат дома, по телевизору, на прогулке.

Важно! В 3 года детишки все схватывают буквально на лету. Следите за своим произношением слов, тогда в будущем логопед ребенку не понадобится.

Среднестатистический ребенок:

  • умеет составлять несложные предложения из 5 и более слов;
  • знает около 1,5 тысячи слов;
  • с удовольствием описывает все увиденное;
  • пользуется почти всеми частями речи;
  • склоняет слова при разговоре;
  • пользуется в речи единственным и множественным числом;
  • может выучить и пересказать небольшой стишок или отрывок прозы;
  • умеет рассказывать о том, что было пару дней назад, соблюдая прошедшее время;
  • умеет составить небольшой рассказ о том, что видит на рисунке;
  • ведёт диалог;
  • владеет понятием антонимов (большой-маленький, близко-далеко).


Что должен уметь ребенок в 3,5 года

Психологи подчеркивают, что важно не то, что умеет малыш сейчас, а развивается ли он, увеличивается ли количество его умений.

Чтобы проследить динамику, предлагаем вам узнать, что может малыш в 3,5 года:

  • употреблять слова-названия частей предмета (ножка стула);
  • пользоваться уменьшительно-ласкательными суффиксами (булка-булочка);
  • произносить шипящие звуки и букву «р»;
  • замечать неправильное произношение слов у других детей;
  • просить взрослых поиграть с ним в конкретную игру;
  • знать многих диких и домашних животных, знать, как называются детеныши этих зверей (кошка-котенок, курица-цыпленок);
  • сосредотачивать свое внимание на одном виде деятельности более 5 минут;
  • знать назубок 3-4 коротких стишка;
  • уметь собирать пирамидку по величине колец и по цветам;
  • изображать на бумаге простые предметы (дом, дерево);
  • пытаться объяснить новые явления по собственным догадкам;
  • активно участвовать в работах по дому;
  • рассматривать книги;
  • играть с игрушками в ролевые игры;
  • учиться договариваться с другими детьми по поводу игрушек.


Есть детки, которые владеют некоторыми этими навыками еще в 3 года, а некоторым предстоит многому научиться.

  • Совершенно неважно, мальчик у вас или девочка. На этом этапе их развитие отличается лишь выбором игрушек (машинки для мальчишек и куклы для девчонок).
  • К 3 годам ребенка часто определяют в детские дошкольные учреждения. Чтобы —адаптация ребенка к детскому саду— прошла без лишних эмоций, прививайте ему дома полезные умения (складывать свои вещи в рюкзачок, самостоятельно переодеваться, кушать, справлять нужду).
  • Всегда соблюдайте , это тоже подготовит его к садику, и вам намного проще будет ориентироваться в том, чем сейчас занять малыша.
  • Не забывайте о развитии мелкой моторики – от этого зависит речь и интеллектуальные способности малыша.

Важно! Если у вашего ребенка плохая координация, он знает слишком мало слов и не ориентируется в их значении, не различает цветов или простых геометрических фигур, никак не может научиться простым самостоятельным действиям – обратитесь к специалисту. Доктор сможет найти причину отставаний в развитии и в таком возрасте все можно будет исправить малой кровью.

Что должен уметь ребенок в 3 года – видео

На этом видео рассказывают и показывают, что умеет ребенок в 3 года.

Каждый малыш развивается по индивидуальной программе, но все же сравнивать своего малыша со среднестатистическими показателями можно и даже нужно. Если ваш малыш немного отстает – ничего, с вашей помощью он еще догонит и перегонит своих сверстников.

Самое время узнать о методиках раннего развития. , и

Главное – наблюдать динамику его умений, отмечать, что он научился делать неделю назад, сегодня. Уделяйте крохе достаточно внимания, и ребенок будет расти и развиваться на радость всем!

А что умеет ваш трехлетний малыш? Какая у крохи любимая игра? У вашего ребенка наверняка много личных достижений. Поделитесь ими с нами в комментариях!

Позади остались три месяца с того времени, как вы принесли кроху из роддома. И если первый тянулся, был полон тревог, то второй и третий пролетели незаметно, ведь малыш растет и становится все более интересным. Что же умеет делать ребенок в 3 месяца? Выделим его основные достижения.

Физические параметры

Каждый месяц, когда вы приходите на плановый осмотр в поликлинику, малышу обязательно измеряют рост и вес. Многие педиатры опираются на цифры, взятые из таблиц, и в большей степени это разумно, поскольку позволяет увидеть динамику развития в целом.

В норме к трем месяцам:

  • вес составляет от 4,5 до 6 кг (прибавка за месяц около 600-800 гр);
  • рост от 56 до 64 см (за месяц прибавка на 2-3 см).

Однако есть много факторов, способных повлиять на полученные результаты. К ним относятся рост и вес при рождении, генетические особенности, тип вскармливания. Так, было бы неправильно ориентироваться лишь на таблицы, составлявшиеся для искусственников, когда мама кормит грудью. При грудном вскармливании прибавка в весе может варьироваться от 500 гр до 2 кг за месяц. Если набор веса маленький, стоит проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию: возможно, нарушена техника прикладывания к груди или само кормление происходит не по требованию.

Важными критериями при несовпадении с табличным весом являются общее состояние младенца, его активность, интерес к окружающему миру, а также тот факт, что ребенок ест с аппетитом, хорошо писает (не меньше 12 раз за сутки) и какает (около 6 раз). Если все это наблюдается, не стоит переживать по поводу цифр на весах.

Сон

Дети в этом возрасте начинают понимать, что такое режим, и в то же время спят еще достаточно долго: около 10 часов ночью и приблизительно 7 часов днем, распределенные на 3-4 интервала.

Всего ребенок должен спать 17 часов в сутки. Дневной сон так же важен, как и ночной.

Сон малыша все еще занимает большую часть времени

Купание и прогулки

Малыш должен находиться на улице настолько часто, насколько это возможно. Свежий воздух является прекрасной профилактикой респираторных заболеваний, приносит пользу сердечно-сосудистой системе. Периодически берите во время прогулки ребенка на руки, предоставив тем самым ему максимальный обзор.

Купание все больше нравится крохе, особенно если в воде появились яркие игрушки. Требования к процедуре остаются прежними: купать можно в любое время дня, но лучше перед вечерним кормлением. В завершение рекомендуется ополоснуть ребенка водой на 1 градус ниже той, в которой купались.

Перемены в физиологии

К этому времени головка стала более пропорциональна по отношению к туловищу. Продолжается интенсивный рост, и за этот месяц кроха вытянется еще на 2-3 см.
В пищеварительной системе тоже произошли изменения. Желудок увеличился в 2 раза, что объясняет увеличение порций потребляемой еды и лактационные кризы в это время. Продолжайте и дальше кормить малыша только грудным молочком, прикладывая к груди почаще, и через неделю режим кормления вернется в нормальное русло. Питание кормящей матери по-прежнему должно быть сбалансировано.

В случае, если 3-й месяц жизни попал не на летний период, когда есть возможность получать солнечные ванны естественным путем, педиатр может прописать прием витамина D в каплях для профилактики рахита. Не пренебрегайте этой рекомендацией.

Координация движений становится более совершенной: малыш осознанно берет игрушки в руки, рассматривая их, изучает с помощью рук свое лицо, переворачивается. Все так же важно делать с крохой гимнастику и зарядку.

Рефлексы

Некоторые рефлексы сохраняются только на протяжении трех месяцев со дня рождения, другие сопровождают ребенка всю его жизнь. По времени появления и исчезновения временных рефлексов можно определить, не отстает ли младенец в развитии. В это время наблюдаются следующие из них:

  1. Хоботковый рефлекс . Малыш вытягивает губки в форме хоботка, если пальцами как бы постучать по губам.
  2. Сосательный рефлекс . Кроха активно сосет соску.
  3. Хватательный рефлекс . Вложите в ладошку малютки свой палец - он крепко схватится за него. Похожая картина, но с меньшей силой, наблюдается при нажатии на подошву между вторым и третьим пальцем - стопа сжимается. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
  4. Поисковый рефлекс . Поглаживая уголки губ, вы увидите, как малыш поворачивает голову в ответ на раздражение и открывает рот. Этот рефлекс очень выражен, когда кроха хочет есть.
  5. Рефлекс объятия Моро . Суть его в том, что при похлопывании по столу или по бедру, а также при неожиданном шуме, малыш отводит руки в стороны и разгибает пальцы, после чего они возвращаются «на место». Со стороны кажется, будто ребенок пытается обнять.
  6. Рефлекс опоры . Удержание крохи за подмышки приводит к тому, что он сгибает ножки во всех суставах. Но как только подошва ног соприкасается с твердой поверхностью, он начинает упираться полной стопой и делает движения, похожие на ходьбу.
  7. Рефлекс ползания Бауэра . Ребенок лежит на животе, к подошвам ног приставляются ладошки. Как только он почувствует опору, то постарается оттолкнуться и проползти.


Рефлексы играют важную роль в оценке развития ребенка

Основные навыки

Можно сказать, что развитие ребенка в 3 месяца достигает определенной вехи, когда подводятся первые итоги его собственных успехов. Младенец становится все более активным. Умения ребенка проявляются следующим образом:

  1. Малыш уверенно держит голову , поднимает ее с позиции лежа на животе, ворочает ей по сторонам. При этом он опирается на предплечья, ладони чаще раскрыты, чем собраны в кулачки.
  2. Перекатывается с живота на спину или бочок . Если вы наблюдаете, что ребенок производит подобную попытку, помогите ему. Покажите погремушку в пределах его поля зрения, но немного в стороне. Кроха сначала повернет на звук голову, затем плечи и туловище.
  3. Смех и улыбки теперь будут радовать вас все чаще. Впервые малыш может заразительно рассмеяться именно в три месяца, например, от того, что папа громко чихнул. Кроха очень любит поговорить, конечно, пока на своем языке, но гуления младенцев услаждают слух не только родителей, но и практически всех окружающих его людей.
  4. Не выносит долгого одиночества . А как иначе! Ведь ребенок начинает осознавать, что такое социум, с вниманием прислушивается к взрослому разговору. Поэтому, если мамы какое-то время рядом нет, он уверенно заявит о своем недовольстве.
  5. Слух уже хорошо развит, поэтому, если близкий человек подходит сзади и заговаривает, кроха повернет голову в его сторону и сможет найти его взглядом. Ребенок в 3 месяца способен различать голосовые интонации и соответственно реагировать: на ласковую речь - улыбкой и оживлением, на упрек в голосе - настороженностью и плачем.
  6. Захватывает игрушки руками . У малыша в три месяца уже сформировано бинокулярное зрение, позволяющее давать правильную оценку расстоянию, на котором находится предмет. Поэтому малыш с удовольствием бьет ручонками по подвешенным игрушкам, захватывает крупные яркие предметы.
  7. Ручки во рту - обычная картина. Поскольку гипертонус мышц, сковывающий движения ладошек, позади, руки становятся одним из первых предметов для исследования через рот.


Яркие игрушки очень привлекательны

Игры и гимнастика

Занятия на фитболе. Уложите кроху животом на мяч, одной рукой придерживая спинку, другой - захватывая бедро. Покатайте его вперед-назад, влево-вправо, при этом проговаривая все свои действия.

Упражнение, стимулирующее перевороты. Кроха лежит на спине, приподнимите его правую ногу за голень и поведите влево, будто перекидываете ее. Это для него самый сложный момент в перевороте. Стоит также выполнять основной комплекс упражнений, рекомендуемый педиатрами для этого возраста.

Игрушки, разные по размеру и осязанию. Давайте подержать крохе игрушки разных геометрических форм, фигурки животных, гладкие и рельефные предметы. Это будет стимулировать пальчиковое развитие.


Гимнастикой стоит заниматься с самого рождения

Пальчиковая гимнастика. Массаж ладошек и пальцев должен проходить в форме игры с потешками и стишками. Подойдет «сорока-ворона» или «у девочек и мальчиков есть на руке 5 пальчиков».

Ку-ку, мой зайчик. Да, дети очень любят играть в игры, где родители закрывают лицо руками, а затем кукукают. Главное, не скупиться на положительные эмоции. Поиграть в прятки можно, закрыв лицо платком и спрашивая: «Где мама?»

Кто как говорит. Крохе будет очень интересно слушать, как мычит корова, лает собака или поет петушок в вашем исполнении, поэтому разнообразьте занятия с малышом подобными звуками.

В занятиях с ребенком очень важно поддерживать зрительный контакт и объяснять все свои действия словами. Почаще пойте песенки, говорите короткие фразы в рифму. Общение существенно влияет на поведение ребенка, поэтому независимо от того, прогуливаетесь ли вы по парку во время бодрствования малыша или меняете подгузник, говорите с ним как можно чаще.

С каждым днем навыки ребенка приобретают все более осмысленный характер. И это большое счастье наблюдать, как маленький человечек день за днем исследует себя и окружающий мир, учится чему-то новому.

В этой статье:

С трех до четырех лет развитие ребенка происходит настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать новые достижения крохи. Малыш становится очень сознательным и самостоятельным, что обусловлено резким скачком в физическом и психологическом развитии.

В арсенале крохи отмечаются новые навыки, появление которых сопряжено с его повышенным желанием как можно ближе познакомиться с окружающим миром.

Взрослые замечают, что общаться с ребенком в 3,5 года становится все более увлекательно. Малыш способен поддерживать разговор, радует и удивляет наивными и в то же время потрясающе глубокими вопросами, проявляет сострадание, поддержку в заботе о близких.

Именно в этом возрасте между родителями и малышом устанавливается наиболее прочная эмоциональная связь, пренебрегать которой будет крайне неосмотрительно со стороны старших.

Особенности физиологического развития малыша

Физическое развитие ребенка в три с половиной года позволяет ему делать много того, чего он не умел еще каких-то несколько месяцев назад. Одно из основных достижений -способность делать сразу
несколько действий. Это умение является прямым доказательством активного психического развития, ведь за скоординированные действия отвечает именно мозг.

Тело малыша в 3,5 года отличается ловкостью, отличной координацией, гибкостью. Если проанализировать возраст, в котором успешные спортсмены начали заниматься спортом, то станет ясно, что многие из них начали обучение в спортивной секции именно в 3,5 года.

Родителям малышей, возраст которых перешагнул за отметку в 3,5 года, стоит серьезно подумать о том, каким видом спорта их можно увлечь. Совсем не обязательно делать это с перспективой вырастить великого спортсмена, но для развития общей двигательной активности такие занятия не помешают.

Как проявляется усовершенствование физической формы ребенка на четвертом году жизни? Кроха действительно на многое способен. Он умеет:


Естественно, что на четвертом году жизни малыш должен как можно больше времени проводить на улице, совершенствуя познавательное и двигательное развитие.

Основные навыки крохи в три с половиной года

В 3,5 года для ребенка не составляет труда делать многое из того, что умеют делать взрослые, причем сознательно, а не просто копируя их движения. Малыш, как правило, уже умеет пользоваться туалетом, самостоятельно умывается, одевается, моет руки и чистит зубы.

Понимая, что
теперь многое им под силу, дети проявляют энтузиазм, когда родители поручают им выполнение каких-либо домашних дел. В свою очередь взрослые не должны пренебрегать желанием и интересом крохи, время от времени поручая ему выполнение простых поручений, связанных с помощью на кухне, уборкой в доме, уходом за домашними питомцами.

Нужно понимать, что кроха в 3,5 года более чувствителен, чем это может показаться на первый взгляд. Для ребенка крайне необходимо постоянно чувствовать поддержку родителей, получать адекватную похвалу за выполненное задание.Ребенок больше расстроится, когда сделает ошибку, не потому, что не смог выполнить задание, а из-за мыслей о том, что он будет лишен одобрения.

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

На первый взгляд еще совсем маленький, хрупкий и ранимый, малыш в три с половиной года внутренне уже достаточно взрослый для того, чтобы начинать с ним заниматься.

Здорово, если у родителей есть возможность оформить кроху в школу раннего развития, где он сможет работать по современным эффективным программам в группе одногодок. Если такой возможности
нет, то родители должны приложить усилия и взять развитие ребенка в свои руки, разрабатывая собственные программы – конечно, без фанатизма.

Что касается развития психологии ребенка, то возраст 3,5 года является самым сложным в этом отношении как для него самого, так и окружающих. Все дело в том, что в этот период малыш переживает своеобразный переходный этап - переход от любознательного карапуза, который мало что знает и что умеет к более сознательному и самостоятельному ребенку, который полностью уверен в своих силах и правоте.

Пытаясь доказать свою значимость, многие дети в этот период активно конфликтуют со старшими, таким образом проверяя границы дозволенного. Истерики в общественных местах без повода, повышенная капризность, смены настроения и непослушание -
это самые яркие проявления личности ребенка в три с половиной года.

Родителям нужно проявить терпение и постараться помочь малышу пережить этот непростой период его жизни. В ответ на истерику стоит оставаться спокойными и по возможности применять старый проверенный способ - отвлекать внимание.

Игнорирование запретов можно свести на нет, уменьшив количество этих самых запретов. Не планируете купить малышу мороженое? Не проходите мимо лотков, где его продают. Не практикуете просмотр мультфильмов во время еды? Пойдите и здесь на маленькую хитрость: отключите пробки в квартире и скажите малышу, что нет света. Немного фантазии, понимания и терпения – и малыш переживет сложный период без лишних капризов.

Особенности развития речевых и социальных навыков

Учитывая, что в 3,5 года малыш переживает один из самых сложных переходных периодов в своей жизни, стоит быть готовыми к тому, что смены настроения отразятся и на коммуникабельности крохи. Тем не менее, если регулярно гулять с малышом, объясняя ему основы поведения и общения, он постарается вести себя правильно, чтобы не обрывать контакты с другими детьми.

На четвертом
году жизни для малыша абсолютно нормальным является умение договариваться со сверстниками, если раньше у него это получалось дома с родителями. Так, например, если его заинтересует игрушка, принадлежащая другому ребенку, то он не станет отбирать ее силой, закатывая истерики, как это было еще совсем недавно. В такой ситуации малыш предложит малышу поменяться либо просто вежливо попросит поиграть. Приступы эгоизма в этом возрасте все еще присутствуют, но становятся все более редкими.

Речь малыша становится более связной, обогащается прилагательными, местоимениями, наречиями. Ребенок стоит длинные предложения, интуитивно правильно склоняя части речи, использует слова во множественном и единственном числах.

Большинство детей в этом возрасте все еще не выговаривают сложнопроизносимые звуки, с которыми при должном внимании со стороны родителей они смогут справиться к концу четвертого года жизни.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни малышей

Развитие детей на четвертом году
позволяет им все меньше нуждаться в участии взрослых в игровом процессе. Они самостоятельно придумывают правила игры, сюжет, разделяют роли между собой, строят диалоги.

Особое место в жизни малышей в этом возрасте занимают сюжетно-ролевые игры, которые помогают им в овладении речевыми навыками, а также способствуют развитию мышления, воображения и фантазии. Дети с удовольствием играют во взрослых, выбирая для себя самые привлекательные на их взгляд роли:


В процессе игры дети стараются скопировать манеру поведения взрослых, интонацию, жестикуляцию. Будет здорово, если родители позаботятся о наборах для таких игр: о детской больнице, игрушечном наборе посуды или крошечном прилавке магазина с весами и компактными продуктами питания из цветного пластика.

Как развивать творческие стороны малыша?

Принимая во внимание подвижность и любознательность малыша в три с половиной года, нужно выделить время для его творческого развития. Совсем не обязательно делать это с целью вырастить из крохи гениального писателя, художника или музыканта. Достаточно будет просто познакомить его с миром творчества и искусства, предоставив возможность увлечься процессом.

Каким должно быть развитие творческих
способностей? Во-первых, с ребенком можно и нужно слушать музыку: как обычные детские песни, так и классические мелодии, которые затем можно обсудить, подумать вместе, какие ассоциации они вызывают.

Во-вторых, малыша обязательно нужно приобщать к рисованию. Самый любимый вид занятия в этом направлении в 3,5 года - это рисование пальчиковыми красками на большом бумажном ватмане. Предоставьте малышу возможность поэкспериментировать с красками, а затем оформите его художество в элегантную рамку.

Со временем пальчиковые краски можно будет заменить на обычные, а также пробовать создавать маленькие шедевры с помощью карандашей, фломастеров и мелков.

Обязательно в программу творческого развития стоит включить танцы. Опять же, если есть возможность, лучше отдать кроху в
танцевальный кружок для самых маленьких, где его научат простым движениям, чувству ритма, начальной дисциплине. Если такой возможности нет, осваивать простые па можно и дома.

Вовлекая кроху в мир творчества, музыки и искусства, помните о том, что знакомство с ним у малыша должно происходить на волне позитива. Именно поэтому подбирайте подходящее время для занятий, старайтесь проводить их в игровой форме и, конечно, заряжайте ребенка собственным энтузиазмом.

Чем занять малыша на прогулках?

Чтобы прогулки, помимо эстетического удовольствия, приносили малышу пользу, с ним можно целенаправленно заниматься даже на улице. Гулять с крохой лучше не с пустыми руками, а со специальным уличным «реквизитом»:


Все эти причиндалы не дадут заскучать малышу, да и родителям тоже. Кроме того, имея в запасе столько вариантов для развлечения, малыш найдет способ познакомиться и подружиться со сверстниками, готовыми к обмену игрушками.

Общеразвивающие занятия с ребенком

Планируя игры и занятия с малышом в 3,5 года, нужно стараться выбирать те варианты, которые будут стимулировать развитие его крупной и мелкой моторики, речи, мышления, координации. Дети в этом возрасте очень любят всевозможные загадки и считалки, поэтому именно на их основе можно придумать несколько простых игр.

Считалки
и скороговорки помогают развивать артикуляцию – конечно, если ребенок будет принимать участие в процессе и повторять отдельные фразы. Также стимулировать развитие речи и мышления малыша можно, заучивая простые стихи и отрывки из сказок, на основе которых потом можно будет делать совместные мини-постановки вашего «домашнего театра».

Для развития мелкой моторки ребенка можно подбирать игры, связанные с мелкими предметами. Так, например, вместе с малышом можно сотворить «чудо-бусы» из макаронин, оклеить вазу пластилином и желудями, создать уникальную картину из гречки, риса и гороха. Такие игры не только поспособствуют разработке детских пальчиков, но и разовьют в малышах усидчивость, терпение и фантазию.

Обязательно в программу по работе с малышом в 3,5 года должны входить кубики, игрушки-вкладыши, мозаика и, конечно, цветные карточки с изображенными на них лицами людей в разном настроении, животными, видами транспорта.

С помощью таких карточек можно пополнять словарный запас ребенка, учить цвета, пробовать группировать предметы по общему признаку, изучать времена года, названия птиц, растений и многое другое.

Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка осуществляется по "индивидуальной схеме", которая заложена в организме чада. Трехлетние дети развиваются менее стремительно, чем новорожденные до года, их развитие имеет скачкообразный характер. Навыки совершенствуются с каждым днем, что приносит огромную радость и гордость родителям за своего сына или дочь. Несмотря на то что довольно трудно встретить двух детей с одинаковым набором навыков в три года, существуют определенные нормы развития в любом возрасте. Что должен уметь ребенок в три года? Сегодня мы ответим на этот вопрос в нашей статье.

Что должен уметь ребенок в 3 года: речевые навыки

В этом возрасте речь малыша начинает стремительно преображаться и изменяться. Как правило, это уже не односложный и корявый разговор, а связные предложения с соответствующими склонениями и изменением слов по падежам. Словарный запас составляет порядка 1500 слов , среди которых, активно используется не более 600. Однако, стоит обратить внимание, что не все дети разговаривают свободно, большинство не могут выговорить шипящие и букву Р. Что касается обязательных речевых навыков, то они состоят в следующем:

Довольно часто этот возраст сопровождается "почемучками", когда малыш без устали задает вопросы обо всех явлениях и предметах, которые встречаются на его пути. Молодые родители, помните, что крайне важно набраться терпения и каждый раз удовлетворять любознательность. С каждым крохой , для его полноценного развития, необходимо много разговаривать, учить тексты песен и стихи, а также читать книги. Возьмите за правило слушать его рассказы о впечатлениях, применяя слова и обороты из категории восприятия, например, почувствовал, увидел, запомнил, понравилось. Все эти манипуляции превосходно развивают речь и ее стилистику, обогащает понятийный и словарный запас.

Что должен знать ребенок в 3 года: мышление

Каждая мама должна понимать, что между речью и мышлением существует тесная взаимосвязь. Испытывая новые впечатления и воспринимая информацию, кроха пытается объяснить и рассказать родителям о них. В 3 года человечку уже доступно самые простые причинно-следственные связи, он делает выводы для себя, исходя из услышанного и увиденного, пытается не только для себя понять, но и объяснить некоторые явления:

Трехгодовалый человечек уже способен самостоятельно принимать довольно сложные решения, а также пытается всячески объяснить свои действия. Это тот интервал времени, когда следует уделять много времени творческому развитию: делать поделки из природных материалов, рисовать, вместе лепить из пластилина. Благодаря этим манипуляциям удается развивать не только мышление, но и творческий потенциал с мелкой моторикой рук.

Что умеет ребенок в 3 года: развитие моторики

Уважаемые специалисты утверждают, что родители должны развивать моторику ребенка вплоть до похода в первый класс, поскольку именно от этого зависит четкость движения, даже то, насколько он правильно будет держать ручку во время письма. В три года ребенок должен знать и уметь выполнять следующие манипуляции:

  • собирать мозаику;
  • резать бумагу с помощью ножниц;
  • лепить шарики, используя пластилин;
  • надевать бусины на нитку;
  • с легкостью собирать по одной горошине, бусине и других мелких предметах.

Для развития мелкой моторики рук были разработаны игры и специальные упражнения, которые позволяют эффективно совершенствовать двигательные навыки. Довольно часто прибегают к пальчиковой гимнастике, которая должна выполняться каждый день во время занятий или же перед ними.

Что ребенок должен знать в три года: бытовые навыки

В этом возрасте он стремится к самостоятельности во всем, например, зубы он старается чистить самостоятельно, а также желает сам завязывать себе шнурки.Бытовые навыки в три года уже достаточно развиты, все гигиенические и прочие повседневные процедуры он может выполнять самостоятельно:

Молодые родители, помните, что все, что умеет ребенок в три года в плане бытовых навыков зависит от вас. Невыполнение вышеперечисленных критериев является не отставанием ребенка, а упущением родителей!

Двигательные навыки

Здоровый трехлетний ребенок очень подвижен и активен. Координация уже развита в полной мере , ребенок уже полностью отдает отче своих действий, проверяя собственные способности и возможности:

Все энергию ребенка следует направлять в нужное русло , определив его в спортивные секции для самых маленьких, где он будет находиться в социуме и физически развиваться. Превосходной тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Осуществлять эту манипуляцию необходимо под чутким руководством опытного и квалифицированного инструктора.

Эмоциональное, интеллектуальное и познавательное развитие ребенка в 3 года

К трем годам у ребенка уже отменно развиты психические процессы: мышление, память и внимание. Ребенок довольно неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к бабушке с дедушкой или магазин. Малыш может концентрировать свое внимание на одном занятии до пяти минут, что можно рационально использовать в обучающих играх, которые направлены на описание последовательности действий.

Повествуя вам о событиях дня , ребенок в значительной степени приукрашает действительность. Порой взрослые воспринимают информацию, как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая в этом возрасте начинает стремительно развиваться.

У ребенка просыпается осознание того , что он самостоятельная личность, старается везде проявлять свою индивидуальность, отстаивает свое мнение, которое в большинстве случаев имеет кардинальное отличие с родительским мнением.

Психологи уверены, что именно этот возраст сопровождается кризисом. Еще вчера послушный ребенок превращается в капризного, делает все назло и не выполняет просьбы родителей. Стоит расценивать такое поведение, как попытка отстоять свою точку зрения, которая появилась совсем недавно. Крайне важно добиться не полного послушания , а стараться прийти к компромиссу в отношениях, в противном случае взаимопонимание и доверие можно потерять, став источником агрессии.

Навыки социального общения

Навыки общения с людьми для ребенка начинают занимать все более весомое значение. Если раньше ему было достаточно общения с родителями и близкими, то сейчас он старается больше времени проводить в кругу своих сверстников. В трехлетнем возрасте дети начинают проводить время вместе, с большим удовольствием осваивают ролевые игры:

Все вышеперечисленные навыки и умения являются результатом совместной работы родителей с их детьми, посредством развивающих и познавательных игр, активного общения со сверстниками и близкими людьми. В этом возрасте каждый день ребенка должен быть насыщенным и разнообразным!

1. РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В 3 МЕСЯЦА

Из этой статьи вы узнаете, что умеет делать ребенок в 3 месячном возрасте самостоятельно, какой режим дня наиболее подходящий для малышей этого возраста,как и когда вводить прикорм , вес и рост трёхмесячного крохи.

Поведение маленького ребенка в три месяца более осмысленное, чем у двухмесячного крохи. Движения становятся более отточенными и целенаправленными, а взгляд может фокусироваться на объекте, находящимся в его поле зрения. К середине 3 месяца ребёнок может немного повернуть корпус на бок, чтобы попытаться достать любимую игрушку ручкой . Лучшие игрушки для трёхмесячного крохи - погремушки и крутящиеся над кроваткой разноцветные мягкие игрушки (например - мобиль ).

В этом возрасте кроха без труда понимает,в каком настроении пребывает находящийся рядом взрослый. Если мама или папа в благодушном настроении,то оно тут же передается маленькому человеку и он улыбается во весь ротик. А если родители ругаются, выясняют отношения или чем-то раздражены, то маленький ребенок плачет и демонстрирует беспокойное поведение.

В 3 месяца активно развиваются разговорные навыки крохи и поэтому надо как можно чаще общаться с ним, играть в развивающие игры, отчетливо сопровождая свои действия репликами. В ответ малыш будет радостно гулить и даже пытаться воспроизводить звуки, похожие на лепет и на слоги - агу, гу-гу, та-та.

Трехмесячный карапуз постепенно превращается в маленького исследователя и с удовольствием разглядывает яркие игрушки, элементы одежды, свои ручки. Тонус мышц уже не такой напряженный и кулачки не сжаты так крепко, как в первые месяцы после рождения . Он часто касается пальчиками до окружающих вещей, иногда даже хватает их ручкой и удерживает. Развиваются тактильные ощущения и моторика рук.

Чтобы получше разглядеть объекты, находящиеся неподалеку, ребенок может поднять головку и верхнюю часть корпуса, опираясь ручками о поверхность. Но долго находиться в таком положении он пока не может. В этом возрасте кроха требует повышенного внимания к себе и начинает капризничать, если мама или папа долго не общаются с ним.

Какой внешний вид и что умеет делать ребенок в 3 месяца:



ВАЖНО!

Почему малыш плачет?

кроха хочет спать.
Он сильно утомился или пришло время отправляться ко сну. Малыш начинает тереть глазки обеими ручками, интенсивно крутить головкой из стороны в сторону,а если укладывание задерживается, то начинает плакать;

проголодался.
Пришло время кормления, если малыш начинает понемногу всхлипывать, а через некоторое время пронзительно и громко плакать;

плачет от боли.
Если у ребенка что-то болит (головка во время повышенной температуры, животик от колик или вздутия), то он внезапно начинает сильно плакать, причем сразу на повышенной ноте.

Почему у 3 месячного крохи обильно выделяются слюни?

в трехмесячном возрасте у многих деток наблюдается повышенное слюноотделение , так как слюнные железы начинают активнее развиваться и функционировать. Это нормальное явление и родителям не стоит беспокоиться по этому поводу;

кроме этого, в этом возрасте кроха активно интересуется вкусовыми качествами окружающих его предметов и пробует всё "на зуб". А еще он частенько засовывает пальчики глубоко в ротик. Слюни при этом обильно выделяются;

у некоторых деток во рту появляется молочница. Если вы обнаружили симптомы молочницы у ребенка , обязательно посетите детского врача;

в очень редких случаях у трехмесячных деток начинают
прорезаться первые зубки . Это приводит к повышенному слюноотделению.

Повышение температуры у 3 месячного ребенка.

Причины:

ребенок очень активен и много двигается;

перегревается на улице в жаркую погоду или из-за чрезмерного укутывания;

появляются первые резцы;

ребенок перенапрягается во время продолжительного крика;

некорректный питьевой режим;

простудные или инфекционные заболевания .

Немедленно обратитесь к врачу, если на фоне повышенной температуры у малыша наблюдаются:

Сильный насморк и шумное, аритмичное дыхание;

Судороги с закатыванием глаз и побледневшей кожей;

Апатия и вялость (или же наоборот - чрезмерное перевозбуждение);

Мышцы шеи сильно напряжены, головку не пригнуть к туловищу;

На кожном покрове появилась мелкая сыпь;

- жидкий стул и рвотные позывы ;

Цвет мочи заметно изменился. Малыш долго не мочится;

В течение 5-6 часов отказывается от кормления.

2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 3 МЕСЯЦА

1) стоять на ножках,не поджимая пальчики стопы (взрослый при этом держит ребенка);

2)
провожать взглядом предмет, медленно движущийся рядом;

3) должен уметь поворачивать голову в сторону доносящегося звука;

4) удерживать в тонусе корпус и головку, когда его берут на руки;

5)
умеет приподнимать туловище и голову, когда лежит на животике;

6)
отличать разговорную речь от других звуков;

7) плавать в ванной в специальном круге ;

8)
в 3 с половиной месяца внимательно слушает произносимые слова и старается гулить в ответ;

9) умеет не только улыбаться, но и продолжительно смеяться;

10)
кушать, обхватывая ладошками бутылочку или грудь мамы .

3. РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА - СОН И ПИТАНИЕ

Ниже - пример распорядка дня для малыша:



◘ Сон ◘

Сколько спит малыш в 3 месяца? Трехмесячный малыш должен спать в общей сложности 17 часов ежедневно.

На свежем воздухе ребенок лучше засыпает и крепче спит здоровым сном. В холодное время года больше часа гулять не желательно. Если температура воздуха - 3 градуса и ниже, то сократите прогулки до 40 минут, одевая ребенка потеплее.

В летний период можно гулять с ребенком около двух часов, закрыв коляску тканью, не пропускающей прямые солнечные лучи и мелких насекомых.

В дневное время маленький ребенок спит примерно по два часа 2-3 раза. Ночью - длинный сон 10-12 часов с перерывом на кормление.

◘ Питание ◘

В 3 месячном возрасте кроха продолжает питаться материнским молоком. Не желательно до 4-5 месяцев вводить прикорм, так как пищеварительная система малыша недостаточно сформировалась и высока вероятность появления аллергии,а также расстройства желудочно-кишечного тракта. В таблице приведен пример 6 разового кормления грудного ребенка в три месяца:


Сколько съедает маленький ребенок в три месяца?
Ежедневный объем съеденной детской смеси (если малыш находится на искусственном вскармливании) или грудного молока увеличился на 60-70 мл. Всего за день 3 месячный малыш съедает 860-870 мл, а на каждое кормление приходится примерно 120-130 мл пищи.

Если полноценное грудное кормление по тем или иным причинам прекратилось и малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании,то можно вводить прикорм в 3,5 месяца.

Перерыв между кормлениями ослабленного малыша, находящегося на искусственном кормлении, составляет примерно три часа днем и 6 часов ночью.

Переход от жидкого питания к более густому надо осуществлять очень постепенно. Лучше начинать вводить прикорм в рацион питания не с фруктового или овощного пюре, а с наполовину разведенного водичкой сока с кисло -сладким вкусом.

Можно выбрать яблочный сок и начать давать его в разведенном виде по пол чайной ложечке. В течение 3 недель увеличиваем ежедневную норму до 5 чайных ложек. Водичку или отвар шиповника тоже надо давать понемногу - несколько чайных ложек между кормлениями.

4. НОРМЫ РОСТА И ВЕСА ТРЕХМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Мальчики весят от 4,8 до 6,9 кг,
А девочки - от 4,6 до 6,4 кг.

Рост:

Рост мальчиков в этом возрасте от 57 до 63 см,
А рост девочек - от 56,4 до 62 см.

Желательно приобрести специальные весы для взвешивания грудничков или раз в месяц взвешивать кроху в медицинском учреждении.
Вес малыша должен равномерно увеличиваться без резких колебаний. Если масса тела внезапно начинает уменьшаться, то незамедлительно обратитесь к педиатру за консультацией.

За 3 месяц вес крохи увеличится примерно на 850 граммов,а рост - на 3-4 см.

5. МОЖНО ЛИ 3 МЕСЯЧНОМУ РЕБЁНКУ ПРОСМАТРИВАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ?

По мнению большинства детских психологов, нежелательно смотреть мультфильмы и любые другие анимационные картинки детям до 1 года.

Просматривать совсем маленькому ребенку мультики более 2-3 минут категорически запрещено,так как анимация может вызвать отклонения в психическом развитии и проблемы со зрением!

Картинки в мультфильме не должны быть яркими, с насыщенными красками кислотного оттенка. Анимация должна быть не быстрой, спокойной, без резких переходов с одного сюжета на другой. Звук, сопровождающий сюжет - не громкий и не резкий. Персонажи в мультике должны быть положительными. Ребенок не должен просматривать мультфильм в одиночестве.

Постоянно комментируйте сюжет, общайтесь с малышом. Очень желательно приобрести или сделать своими руками игрушечных персонажей мультика. Во время игры разыгрывайте перед глазами малыша сценки с игрушками по просмотренному накануне сюжету.

Сейчас в интернете можно найти разные развивающие мультики для детей 3 месяцев. Ниже - видео ролик с красочным и познавательным мультфильмом для совсем маленьких деток: