Леонардо да винчи человек с раскинутыми руками. "витрувианский человек" леонардо да винчи. Золотое сечение Леонардо да Винчи: что кроется в шифре

Витрувианский человек - это рисунок Леонардо да Винчи в одном из его дневников. Да Винчи изучал трактат Витрувия , римского архитектора I века до н.э., "Десять книг об архитектуре" и по содержащимся в нем соображениям Витрувия о пропорциях человеческого тела сделал этот набросок. Рисунок иллюстрирует анатомические соотношения, предложенные Витрувием, но да Винчи добавляет, конечно, и кое-что свое. Некоторые комментарии художника содержатся на самом листе с рисунком, но вообще его интересно и так поизучать.

В трактате Витрувия о пропорциях человеческого тела, точнее, мужчины, сказано, в общем-то походя. (О женских пропорциях тоже упоминается, о чем еще будет речь.) Он пишет, что хороший архитектор должен знать и придерживаться правильных соотношений частей здания также, как природа придерживается гармонических соотношений в теле человека. И дальше, прежде чем пуститься в многостраничные детальные описания архитектурных соотношений, Витрувий в качестве примера дает несколько анатомических формул. Вот они (далее они будут обозначаться V.n):

  1. лицо от подбородка до верхней линии лба (корней волос) = 1/10 роста
  2. ладонь от запястья до конца среднего пальца = 1/10 роста
  3. голова от подбородка до темени = 1/8 роста
  4. голова с шеей от верха груди до верхней линии лба = 1/6 роста
  5. от середины груди до темени = 1/4 длины тела
  6. от подбородка до ноздрей = 1/3 лица
  7. от ноздрей до межбровия = 1/3 лица
  8. от межбровия до корней волос = 1/3 лица
  9. ступня = 1/6 роста
  10. локтевая часть руки (локоть) = 1/4 роста
  11. грудь = 1/4 роста
  12. ладонь (ширина ладони) = 1/6 локтя
  13. палец = 1/4 ладони
  14. центр тела - пупок
  15. человек с распростертыми руками и ногами описывается кругом с центром в пупке
  16. человек с распростертыми руками описывается квадратом
  17. размах рук равен высоте
  18. ладонь = 1/6 локтя
  19. палец = 1/24 локтя

Витрувий приводит пропорции тела, отдельно головы и лица (V.6-8), общее строение фигуры (V.13-15) и меры длины, основанные на частях тела: палец (поперечник, вероятно, третьего пальца), ладонь (ширина ладони, иногда переводится "пядь"), ступня, локоть (V.9, 10, 12, 13, 18, 19). Исходя из роста 180 сантиметров можно составить такую таблицу мер:

  • палец - 1.875 см,
  • ладонь - 7.5 см,
  • ступня - 30 см,
  • локоть - 45 см.

Про пропорции женского тела Витрувий не говорит подробно, но упоминает, что они в целом "изящнее". В частности, архитектурные пропорции колонн "строго" дорического ордера - отношение диаметра к высоте - основаны на мужских пропорциях стопы 1/6, а "нежного" коринфского - на женских, 1/8. (Потом в архитектуре эти цифры изменились на 1/7 и 1/9 соответственно.)

Итак, Леонардо да Винчи делает набросок сдвоенный мужской фигуры по параметрам Витрувия и пишет на том же листе комментарии. Сначала он излагает некоторые витрувианские положения, затем дает общее описание фигур и, наконец, добавляет несколько своих пропорций. (Далее пропорции Леонардо обозначаются L.n)

Озаботившись найти в Сети пропорции да Винчи, я испытал культурный шок

Наверняка в специальной литературе существуют качественный перевод леонардовского текста с комментариями специалистов, но тиражированные на общедоступных ресурсах переводы безумны. Из них, например, можно узнать, что "длина всей руки - это 1/10 роста", то есть 18 см (тираннозавр какой-то, а не человек!), "шаг" равняется четырем локтям (то есть 180 см: на самом деле имеется в виду т.н. "двойной шаг"; вики-авторы ничтоже сумняшеся "исправляют" локоть на ладонь) или, наконец, если расставить ноги на 1/16 роста, то есть 12 см, они составят равносторонний треугольник! Добавляют и свои фантазии.

Вот настоящие пропорции витрувианского человека (не зная итальянского, я воспользовался английским переводам, в спорных случаях обращаясь к оригинальному тексту со словарем).

1 4 пальца составляют ладонь из V. 18, 19
2 4 ладони составляют стопу из V. 9, 10, 18
3 6 ладоней составляют локоть V. 12
4 4 локтя составляют рост человека V. 10
5 4 локтя равны (двойному) шагу "двойной шаг" - мера длины; у Леонардо равен росту, но обычно полагался 148 см
6 24 ладони равны росту из V. 10, 18
7 Если вы расставите ноги так, чтобы ваша голова опустилась на 1/14 вашего роста, и поднимите руки так, чтобы пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. V. 14, 15; 1/14 вашего роста - довольно надуманное условие
8 ...при этом пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. L.8 + L.19 > L.7 (голова опустилась на 1/14 вашего роста) геометрически верно
9 Длина вытянутых рук равна росту V. 16
10 Расстояние от корней волос до кончика подбородка - 1/10 роста V. 1
11 Расстояние от кончика подбородка до макушки - 1/8 роста V. 3
12 Расстояние от верхней части груди до макушки - 1/6 роста не совпадает с V. 4
13 Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7 роста не совпадает с V. 4
14 Наибольшая ширина плеч - 1/4 роста.
15 От груди до макушки - 1/4 роста V. 5
16 От локтя до кончиков пальцев - 1/4 роста так же L .4 и V. 10
17 от локтя до подмышечной ямки - 1/8 роста из L.16, 17 > длина руки от подмышки - 3/8 роста
18 Длина ладони - 1/10 роста V. 2; здесь - именно длина ладони, а не мера длины "ладонь"
19 Основание пениса находится посредине тела Ср. с V.14, 15 : Витрувий говорит о центре фигуры с распростертыми руками и ногами (центр - пупок), Леонардо - о прямостоящей фигуре (центр - основание пениса); так же см. L.21, 22
20 Стопа - 1/7 часть роста утверждение не совпадает ни с V. 9, ни с L .2, 4, 5; разумного объяснения нет
21 От подошвы до колена 1/4 роста L.21+22 > L.19
22 От колена до основания пениса 1/4 роста L.21+22 > L.19
23 От кончика подбородка до носа - 1/3 лица V. 6
24 От корней волос до бровей - 1/3 лица V. 7
25 Длина уха - 1/3 лица как следствие + V.7 > длина уха = длине носа

В европейской живописи продолжают придерживаться пропорций "витрувианского человека", беря, в частности, за "единицу измерения" голову фигуры. Рост устанавливают также "в восемь голов", а длину ног - в половину полного роста. Похоже, однако, что реальные пропорции современного человека несколько иные: наш брат в среднем пониже, волос пожиже, а ножки покороче. Связано ли это с действительными генотипическими изменениями европеоидов или же Витрувий, а за ним и Леонардо тоже не стеснялись несколько приукрасить своего современника, мне не известно.

Витрувианский человек - именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.

Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (Академическая галерея, Венеция, Италия)

Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира. Одна из таких загадок - Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди.

Витрувианский человек - это официальное название эскиза Леонардо. Он был сделан им в 1492 году и предназначался для иллюстрирования рукописной книги. Рисунок представляет собой обнаженного мужчину, чье тело вписано в круг и квадрат. Кроме того, изображение имеет двойственность - туловище человека изображено в двух позах, наложенных друг на друга.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.

Дневник да Винчи, для которого предназначался рисунок, именуют «Канон пропорций». Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным. Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе. Однако да Винчи пытался добиться выведенной им «божественной пропорции» в архитектуре. Но это так и осталось одной из невоплощенных идей Леонардо. Зато Витрувианский человек полностью изображен в соответствии с «фи», то есть на рисунке - модель идеального существа.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет четыре ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его росту
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Рисунок появился вследствие изучения итальянским мастером работ Витрувия - выдающего зодчего Древнего Рима. В его трактатах тело человека было отождествлено с архитектурой. Однако отрицая эту идею, да Винчи развивал мысль о соединении в человеке трех стихий - искусства, науки и божественных начал, то есть отображение Вселенной.

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг - духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.

На данный момент эскиз хранится в Венецианском музее. Свободного доступа к реликвии нет - экспонат выставляется крайне редко. Желающие имеют возможность взглянуть на него раз в полгода, так как перемещения и нахождение при прямом свете губительны для рукописи, которой почти 500 лет. Большинство изготовленных по эксизам сооружений да Винчи, сохранились до наших дней. Увидеть старинные проекты и их сегодняшнее воплощение желающие могут в Милане, в музее Науки Леонардо да Винчи, расположенном у метро Сант Амброджио.

Интересные факты:

  • Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом.
  • В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.
  • В 2012 году были опубликованы сообщения о том, что первым наглядное изображение «витрувианского человека» нарисовал не Леонардо, а его друг Джакомо Андреа да Феррара, детально исследовавший труды Витрувия, — хотя его рисунок и несоизмеримо уступает рисунку Леонардо в отношении художественных достоинств.

Витрувианский человек - рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия , и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями .

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции .

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет три ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его высоте
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке , сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу .

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата - половые органы .

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования - Модулор , повлиявшую на эстетику архитектуры XX века .

Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом. В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.

"Витрувианский человек" - это один из самых знаменитых рисунков Леонардо Да Винчи, который примерно в 1490 году был помещен в одном его журнале. На этом рисунке изображена обнаженная фигура мужчины в двух позициях, наложенных друг на друга. Фигура мужчины с руками и ногами, разведенными в стороны, внесена в окружность, а с разведенными руками и сведенными вместе ногами - в квадрат. Витрувианский человек Леонардо символизирует канонические пропорции.

Рисунок в журнале сопровождается пояснительными надписями. Если его исследовать, то на самом деле можно заметить, что положение рук и ног составляет не две позы, как кажется на первый взгляд, а четыре.

Витрувианский человек как произведение искусства и как научная работа

При смене поз создается впечатление, что фигура в центре движется. Но в действительности пуп фигуры остается неподвижным, а центром квадрата являются половые органы. В дальнейшем именно эту методику Корбюзье использовал для создания шкалы пропорций, которая повлияла на архитектурную эстетику XX века. В соответствии с сопроводительным текстом рисунок был создан для того, чтобы определить пропорции мужского тела. Основой для рисунка Да Винчи "Человек Витрувианский" стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия, именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.

Символ симметричности тела человека

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи - это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Центром тела, фиксированного квадратом, является фаллос, центром движущейся фигуры - солнечное сплетение. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа (круга) и материи (квадрата).

Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера, то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину, который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

Витрувианский человек - это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

Интересные сведения

В современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.

Есть одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи - это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.

Эскиз витрувианского человека был обнаружен случайно, в рукописях Леонардо. Создано оно было примерно в 1490-1492 гг.

При обнаружении эскиза – рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека:

"Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий" .

Основой для рисунка Да Винчи "Человек Витрувианский" стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия , именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения . В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной ".

В нашем современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной .

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни , в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.

В изображении "витрувианского человека" принято усматривать два тела - две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая - в квадрат.

Толкование такой композиции имеет следующее значение:

Квадрат - символ земного, материального . Центр квадрата находится в паховой области.

Круг - символ божественного , в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности - пупок человека.

Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа – круга, и материи - квадрата. Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера , то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину , который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.

Витрувианский человек – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте.

Для чего духовное материализуется – это уже другой не менее интересный вопрос.

По современным представлениям, видеть только две фигуры в "витрувианском человеке" - слишком просто и плоско.

Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе. Таким образом он хотел показать нам смысл «золотого сечения» . Изображение витрувианского человека – это и есть зашифрованное «золотое сечение».

Так древние ученые пытаются нам передать смысл Высшей Гармонии.

Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение - "Мона Лиза". Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.

Есть еще одна интересная теория , согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.