В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.
Вы узнаете:
Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль
Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста
Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал
Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом
Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.
А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.
Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.
Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.
Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.
1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.
2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.
3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.
Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.
Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.
Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.
Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.
Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.
Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.
Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.
Сделать это вам поможет паук-карта.
1. Напишите название параграфа в центре.
2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.
Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов
Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.
Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).
Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.
Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.
Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.
Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.
Вы можете скачать все четыре помогатора прямо сейчас, для того чтобы распечатать и начать использовать сразу же.
Для этого введите е-mail, на который прислать документы:
Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»
Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.
Еще больше инструментов обучения и приемов, которые упростят работу педагога будут разобраны в рамках
Запланированные программы 2019/2020 учебного года ШЭП (школа эффективных педагогов):
Список будет расширяться в процессе работы ШЭП и по мере появления запросов из нашего чата “Суперучитель”
Большинство программ будут иметь два пакета участия:
В обоих пакетах Вам надо будет следить за информацией и расписанием, каждый раз выбирать пакет участия, регистрироваться на каждую программу и приходить в прямой эфир в установленное время (участники “полного” пакета после получат запись и материалы)
Но сейчас вы можете получить абонемент на обучение в программах для педагогов 2019/2020 учебного года вступив в “Школу эффективного педагога” (ШЭП) и получить:
Вы не пропустите ни одной программы. Не надо регистрироваться, выбирать каждый раз версию участия и регулярно следить за расписанием
Если Вы не практикующий педагог, то можете получить все материалы БЕЗ доступа в закрытый чат. Педагоги, участники абонемента ШЭП так же смогут попасть в закрытый чат и участвовать в обсуждениях и во всех ЗАКРЫТЫХ встречах для учителей.
А так же 21-дневный тренинг, который позволит снять с себя чужих обезьян, распределить правильно время и задачи, полюбить себя, а так же перестать быть золушкой в своей жизни. Тренинг называется «Убей в себе Золушку, разбуди Спящую Красавицу и живи полной жизнью»
Абонемент в ШЭП (30 программ по 3000 рублей) будет стоить не 90 000 рублей, а 15.000 рублей
Кроме того, на старте, действует дополнительное предложение с 50% скидкой на программу и сейчас База знаний ШЭП + абонемент на получение полных версий всех тренингов ШЭП + участие в закрытом чате с закрытыми эфирами стоит 7500 рублей.
Сейчас вы можете получить абонемент в ШЭП, участие в чате “Суперучитель” + базу знаний всего за 7500 рублей
П.С. Участники КЭП так же могут вступить в ШЭП уже сейчас и получить не закрытые встречи чата, но и полные версии всех тренингов этого учебного года в рамках Школы эффективного педагога.
Ваша библиотека знаний увеличится вдвое: и вы получите не только текущие программы (которые уже есть в личном кабинете), но и все будущие тренинги этого учебного года.
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом. От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.
Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка
Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:
Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном
Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?
Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста
Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:
Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями
Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведени я. Это должны быть:
Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой
Это интересно. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.
Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.
Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.
Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Пересказ не только демонстрирует уровень развития речи , но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Со второго класса систематически на уроках развития речи происходит обучение письменному пересказу. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?
Как научить ребенка пересказывать текст?
Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.
Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.
Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.
На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.
Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст - значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.
С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы - со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.
С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»
Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст - понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.
Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.
Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.
Предложите ребенку пересказать текст вместе . Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.
Когда ваш малыш подрастёт и пойдёт в школу, ему необходимо будет научиться хорошо читать и грамотно пересказывать прочитанное. Можно и нужно облегчить ребёнку эту задачу. Как? Начните заниматься развитием навыка пересказа уже в дошкольные годы.
Прежде всего важно понять, что хорошая память ещё не гарантирует способность ребёнка успешно справляться с пересказом прослушанного или прочитанного самостоятельно текста. От малыша требуется не дословное воспроизведение, как при заучивании наизусть, а осмысленный, самостоятельный рассказ, творческая интерпретация повествования автора. Конечно, при этом необходимо следовать сюжету, верно называть и описывать главных героев, не путаться в последовательности и мотивах их поступков.
Согласитесь, чтобы познакомиться с текстом, понять его и суметь, не отходя от сути повествования, рассказать о прочитанном/услышанном своими словами, одной лишь памяти недостаточно.
задействуются все важные составляющие интеллекта, а значит, по способности ребёнка пересказывать можно многое сказать об уровне его интеллектуального развития.
Подробнее о пользе пересказа для детей дошкольного возраста вы можете прочитать в статье « ».
Ну а теперь, разобравшись, ЗАЧЕМ учить ребёнка пересказу, давайте разберёмся, КАК это делать действительно эффективно.
Осваивать пересказ прежде, чем ребёнок овладеет связной речью, - занятие бессмысленное. Если малыш всё ещё неумело собирает отдельные слова в полноценные предложения, если словарный запас его беден и однообразен, сосредоточьтесь на развитии речи, предлагая карапузу по возрасту и навыкам. А вот если кроха не все звуки произносит чётко, но при этом говорит много и по делу, пересказ поможет вам автоматизировать непослушные согласные, с которыми у дошкольников дружба частенько случается не сразу и не просто.
Тщательно выбирайте первые тексты для пересказа с дошкольниками, ориентируясь на перечень требований:
Перед тем как читать текст, объясните ребёнку, какое задание ему предстоит выполнить. Расскажите, что значит «пересказать своими словами». В качестве примера можно изложить любимую сказку малыша. Важно подчеркнуть, что сейчас от карапуза требуется спокойно и внимательно послушать, что вы ему прочитаете. Читайте выразительно, не торопясь, но не останавливаясь для объяснения отдельных моментов. Интонацией подчёркивайте места, содержащие «маячки» - фразы или отдельные слова, на которые надо обратить особое внимание.
После первого чтения важно вдумчиво разобрать текст, убедиться, что его смысл понятен ребёнку, объяснить непонятные сюжетные линии или отдельные трудные для малыша слова. Рассмотрите и обсудите картинки. Задайте вопросы, которые помогут выяснить, что усвоил малыш из прочитанного, что он запомнил, а где путается.
Основные вопросы выглядят следующим образом:
Если потребуется, прочтите ещё раз те моменты, которые требуют разъяснения. Детям постарше на этом этапе можно и нужно задавать не только простые вопросы, прямые ответы на которые содержатся в повествовании, но и такие, которые потребуют от ребёнка усилия мысли, анализа поступков героев, поиска их мотивов.
После того как ответы на все вопросы будут получены, прочтите текст ещё раз. Теперь читайте без акцентирования на «маячках». Ровно, но выразительно.
Возможно, пересказывать грамотно у ребёнка получится не сразу. Ваша задача - направлять, помогать ему овладеть этим важным навыком, но не выполнять всю работу за него. Перескажите совместно с малышом, дополняя и уточняя его ответы, а затем попросите его пересказать весь текст самостоятельно. Но не торопите карапуза. Дайте ему достаточно времени, чтобы упорядочить мысли и собрать их в понятное, грамотное, лексически и хронологически выдержанное повествование. И, без сомнений, ваш труд и терпение будут вознаграждены!
Друзья, занимайтесь развитием ребёнка с пользой и удовольствием. Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!
Ситуация: Ребенку 3, 4, 5, 6 лет . Он очень любит детские книжки и с удовольствием читает их с мамой или бабушкой. Стихи запоминает и может повторить слово в слово, а вот сказки не умеет пересказывать . И с кино то же самое. В чем дело: или он слушает и смотрит невнимательно, или у него просто нет «чувства рассказа».
Такие случаи, как описан выше, А. С. Макаренко называл «гипертрофией силлогизма». Что это значит? Допустим, какое-то педагогическое средство полезно и хорошо. И вот, твердо об этом помня, его начинают применять на каждом шагу, бессчетное количество раз. Но любой инструмент притупляется от слишком частого использования, любое лекарство перестает действовать, если его назначать без конца.
Устный пересказ прочитанного - только один из приемов развития речи, и нельзя все время выезжать на нем.
Когда ребенок слушает стихи, ритм и рифмы его захватывают, как нас - полюбившаяся песня, ему хочется повторять их на разные лады, упиваться музыкой стиха, двигаться в такт размеру стиха (об этом прекрасно написано в известной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Другое дело - проза: здесь малыш следит за развитием событий, переживает, «что будет дальше», а потом с трудом вспоминает, с чего началось и как было дело: ему нужно изрядное усилие, чтобы перевести образы сказки обратно на слова и фразы.
Если же при этом он успел усвоить (а взрослый - показать ему своим поведением, голосом, иногда хоть взглядом), что его заставляют снова рассказывать сказку «понарошке», без интереса к его рассказу,- то ему это, естественно, опостылеет. Ведь вы сами только что слушали эту сказку или даже читали ее, зачем же он снова должен это повторять? Он мог бы еще пересказать кому-нибудь из детей во дворе (ведь рассказчику надо, чтоб его слушали с интересом и сочувствием, а не для «проверки»), но маме пересказывать в который уже раз, конечно, тошно, лучше совсем ничего не слушать и не смотреть, и потом не пересказывать .
Возможно также, что ребенок действительно не обладает «чувством рассказа», то есть не любит делиться прочитанным и виденным с другими, не находит удовольствия в чужом внимании и интересе. Однако скорее всего дело в том, что у него недостаточно тактично требуют пересказа.