3 парня учатся в школе для девушек. Раздельное обучение мальчиков и девочек: за и против. То вместе, то порознь

Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку?

1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного обучения?

2. Где мой ребенок сможет раскрыть и развить свой потенциал в учебном и физическом плане: в школе совместного или раздельного обучения?

Ответ на первый вопрос. Школы раздельного обучения организуют кружки (например, постановка спектаклей) совместно друг с другом по принципу школ побратимов, устраивают танцы и дискотеки. Школы совместного и раздельного обучения используют различные методики, основанные на новейших исследованиях в области психологии и физиологии мальчиков и девочек. А насыщенный учебный процесс и послешкольное время развивают все необходимые навыки для успеха в будущем. Ответ на второй вопрос о подаче учебного материала и вовлечении ребенка в образовательный процесс и спортивные мероприятия решается в лучших традициях педагогической мысли прошлого и современности. Подача материала в школах как совместного, так и раздельного образования, система тестирования и столпы воспитания базируются на индивидуальном подходе к каждому учащемуся и знании психологии и физиологии детей и подростков, как мальчиков, так и девочек. Факультативы и кружки позволяют детям попробовать много разных интересных занятий и найти интерес, который может помочь в выборе будущей профессии и сделать жизнь полноценной и занимательной. Преимущества и недостатки раздельного и совместного образования можно увидеть в таблице ниже:

3. Есть ли будущее у раздельного обучения

образование совместный раздельный ребенок

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок - ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве - чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин - в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы...

Кто "за" и почему...

Среди сторонников раздельного обучения - врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у "сильной половины" класса стремление хорошо учиться. Простой пример - перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются - и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

· повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете

· выросла работоспособность - можно "пройти" больше, подробнее разобрать сложные темы

· легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу

· улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе

· дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли

· на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через "козла", а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.

Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное - оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения - работа в микрогруппах - учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и "взаимообмен" позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, - потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками - как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только "женскими" или "мужскими" предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам - для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой - избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса - тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Но самый самый знаменитый "выпускник" Итона - Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Зарубежный опыт

Что ждет выпускников "однополых" школ

Ученые Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Ученые опросили 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной. Эта система практиковалась тогда в четверти всех средних школ в стране (против сегодняшней одной восьмой). Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах - скорее всего потому, что в отсутствие "сильной" половины в классе девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику и др.

Ученые считают, что в раздельном обучении для девочек есть масса преимуществ:

· приобретение навыков, востребованных в любой сфере деятельности

· широкие возможности для выбора профессии

· свобода от половых стереотипов

· развитый соревновательный дух

· здоровые амбиции и т.д.

Что касается мужчин, то, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато... пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом...

Впрочем, британский профессор Алан Смитерс, ведущий в стране эксперт по образованию, утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Он проанализировал статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, и пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок - смешанную или раздельную.

Заявление ученого вызвало недовольство в педагогических кругах: в Британии как раз начинается новый бум раздельного обучения, и количество "однополых" школ снова начинает расти.

Тема сегодняшнего поста - "Раздельное обучение в СССР"

Еще в дореволюционной России длительное время практиковалось раздельное обучение юношей и девушек в мужских и женских классических гимназиях, коммерческих училищах и учебных заведениях других типов. Юношей готовили к государственной военной или гражданской службе, к занятию коммерцией, наукой, преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях. К началу XX в. не только в России, но и во многих странах Западной и Центральной Европы именно мужчине отводилась ведущая роль во всех сферах государственной и общественной жизни. Женщина же должна была посвятить себя в основном семье, поэтому школьное образование девочек соответствующим образом отличалось по своему содержанию от подготовки мальчиков.
Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. В партийной программе РКП(б), принятой на VIII большевистском съезде в марте 1919 г., говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин. В соответствии с этим Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел 31 мая 1918 г. в школах страны обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, просуществовавшее без изменения ровно четверть века - до лета 1943 г.

О ВВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ


1. Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений, всех ступеней и типов, включая высшую школу, опуская слова мужская и женская.
2. С момента опубликования настоящего постановления все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях.
3. В целях более последовательного осуществления принципа совместного обучения приём новых учащихся производится следующим образом: мужские учебные заведения принимают на свободные вакансии в первые четыре класса преимущественно учащихся женского пола, женские учебные заведения соответственно принимают в те же классы учащихся мужского пола с тем расчётом, чтобы количество учащихся обоего пола было более равномерно.
4. Приём учащихся обоего пола в старшие классы, начиная с 5-го, производится беспрепятственно.
5. Во всех вновь открывающихся классах и учебных заведениях приём учащихся обоего пола производится на основании п. 3.


Впервые на повестку дня вопрос о введении раздельного обучения был поставлен накануне Великой Отечественной войны. В мае 1941 г. по личному указанию секретаря ЦК ВКП(б) А. С. Щербакова Отдел школ ЦК ВКП(б) совместно с Народным комиссариатом просвещения РСФСР обязали подготовить рассмотрение этого вопроса на Оргбюро ЦК ВКП(б). Однако начало войны помешало осуществлению данных планов. К восстановлению раздельного обучения вернулись лишь в конце 1942 - середине 1943 гг., когда благодаря разгрому Красной Армией войск нацистской Германии под Москвой и Сталинградом исчезла угроза катастрофы, нависшая над страной.
Раздельное обучение в советской школе вводилось постепенно и поэтапно. Первым шагом на этом пути стало принятие Советом Народных Комиссаров СССР постановления от 24 октября 1942 г., на основании которого раздельное обучение мальчиков и девочек вводилось в начальной школе и на занятиях по допризывной военной подготовке. Дети и подростки разного пола изучали в период войны эту дисциплину по различным программам начиная с V класса. Для дальнейшего эффективного осуществления этой задачи в рамках всей школьной системы Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР была подготовлена докладная записка "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР". В ней обосновывалась необходимость предстоящих преобразований.

По мнению авторов записки, основная задача совместного обучения, введенного в мае 1918 г., - ликвидировать дискриминацию женщин - за 25 лет советской власти была выполнена. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения "не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении". Здесь имелись в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках единых коллективов.
В ЦК ВКП(б) и Народном комиссариате просвещения РСФСР понимали, что повсеместно и сразу организовать раздельное обучение не удастся. Не везде имелись необходимые условия. Если в небольшом населенном пункте (в селе или поселке) все дети окрестных деревень могли учиться лишь в одной единственной школе, то с переходом на новый тип обучения таких школ уже должно было быть в данной местности как минимум две. Поэтому решили проводить раздельное обучение только в тех населенных пунктах, где имелось не менее 4 - 6 неполных средних и средних школ.

О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ


Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в I-X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых водится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается.
2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.
3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 года распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.
4. Возложить на тт. Косыгина и Потёмкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек во всех неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.
5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучению в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 года отчёт о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.

Согласно утвержденной в Наркомате просвещения РСФСР "Инструкции по введению раздельного обучения в школах крупных городов РСФСР" органы управления образованием на местах должны были составить планы мероприятий по введению нового типа обучения и точно разделить контингенты учащихся. В начальных же школах РСФСР обучение оставалось совместным, как это было и в царской России. Планы мероприятий органов управления образованием по проведению школьных преобразований должны были утверждаться местными исполкомами и Совнаркомами автономных республик, после чего отсылаться в Наркомпрос РСФСР. То же было и в других союзных республиках. Однако подавляющее большинство школ с раздельным обучением оказалось именно в РСФСР. При создании мужских и женских школ необходимо было учитывать расстояние от школы до места жительства учащихся, которое не должно было превышать 3 км. Также брались во внимание бытовые, семейные и иные условия жизни школьников и изучаемый в VI-X классах иностранный язык .
Согласно изданной Наркоматом просвещения РСФСР инструкции от 23 июля 1943 г. директорами мужских школ должны были назначаться обязательно мужчины, а женских - женщины. Кандидатуры утверждались областными и краевыми отделами народного образования либо наркоматами просвещения автономных республик. Было приказано особенно тщательно подбирать кадры директоров, учитывая особенности характера каждого претендента на директорскую должность.
В общей сложности реформирование школьной отрасли проводилось в 81 городе Советского Союза. Большинство из них были расположены на территории РСФСР и только 10 городов находились в других союзных советских республиках. В 1943/1944 учебном году в 71 городе РСФСР были сформированы 1372 средних и 683 семилетних мужских и женских школы. Их общее количество составило 2055. Поскольку шла война и к июлю-августу 1943 г. Украина, Белоруссия, Прибалтика и западные области РСФСР находились в оккупации, то предполагалось, что по мере освобождения этих территорий в расположенных там крупных населенных пунктах тоже будет постепенно введено раздельное обучение в школах. Кроме этого, органы советской власти тех городов, которые не вошли в список, прилагавшийся к постановлению Совнаркома СССР от 16 июля 1943 г., при желании и наличии возможностей также могли обратиться с ходатайством в правительство своей союзной республики об открытии мужских и женских учебных заведений и получить разрешение.
Согласно инструкции Наркомпроса РСФСР каждая мужская или женская школа обязана была иметь отдельное учебное здание, как и дореволюционная классическая гимназия, считавшаяся элитным средним общеобразовательным учебным заведением. Школы с раздельным обучением сталинской эпохи тоже стремились сделать в некотором смысле элитными, образцовыми по сравнению с обычными совместными. Мужские и женские учебные заведения должны были иметь все необходимое военно-учебное, спортивное и лабораторное оборудование. В мужских, учитывая специфику профессиональной ориентации юношей того времени, предполагалось значительно увеличить лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии .
Правительство жестко ставило вопрос о персональной ответственности местных партийных и советских руководителей , допускавших неразбериху в подведомственных школах, переходивших на раздельное обучение и не успевших к 1 сентября 1943 г. завершить организационный процесс. До середины августа органы управления народным образованием в городах должны были точно просчитать, какое количество учеников необходимо перевести из одних школ в другие, чтобы педагоги перед началом учебного года могли познакомиться с будущими питомцами.
Процесс создания мужских и женских школ на базе бывших совместных учебных заведений проходил следующим образом: из одной школы в другую переводили всех девочек, а из последней в будущую мужскую школу - всех мальчиков. Председатель Совнаркома РСФСР А. Н. Косыгин лично контролировал такого рода мероприятия . Например, если детям 31 августа 1943 г. приходилось после реорганизации из-за допущенной гороно неразберихи ходить из одной школы в соседнюю в поисках своего места обучения, то это становилось известно лично А. Н. Косыгину .

Мальчик в школьной форме образца 1948 г. (Ялта 50-е гг)

В начале 50-х гг. XX в., еще при жизни И. В. Сталина, вновь на повестку дня был поставлен вопрос о реорганизации системы школьного обучения, но теперь уже в обратном направлении: речь шла об упразднении мужских и женских школ. Причиной послужило то, что, во-первых, раздельное обучение далеко не в полной мере оправдало себя. Во-вторых, эту систему так до конца и не смогли вывести на тот высокий уровень качества среднего и неполного среднего общего образования, который изначально задумывался и предусматривался. И, в-третьих, население в целом не было заинтересовано в сохранении раздельного обучения, напоминавшего старшему поколению середины XX в. дореволюционные российские гимназии.
В 1950 - 1953 гг. в стране развернулась дискуссия по вопросу о судьбе раздельного обучения школьников. Центром этой дискуссии стала "Литературная газета", орган Союза писателей СССР, которую в тот период возглавлял Константин Симонов, чья активная позиция в данном вопросе косвенно сыграла свою роль. 8 апреля 1950 г. в "Литературной газете" была опубликована статья профессора В. Колбановского "Волнующий вопрос", в которой говорилось о необходимости пересмотреть систему раздельного обучения в школах СССР. Автор высказал ряд убедительных доводов в защиту совместного обучения мальчиков и девочек, предлагая Министерству просвещения и Академии педагогических наук РСФСР детально проработать эту проблему.
Только за короткий период с конца апреля до начала августа 1950 г. редакция "Литературной газеты" получила более 800 писем своих читателей с откликами на публикацию. Писали люди самых разных возрастных групп и профессий - от школьников и домохозяек до старших армейских офицеров. Очень небольшая часть авторов писем высказались в пользу сохранения раздельного обучения. Подавляющее большинство выступало за полный возврат к совместной модели средней школы. Дискуссия позволила оценить общественное мнение по данной проблеме. 14 августа 1950 г. "Литературная газета" опубликовала редакционную статью "Волнующий вопрос надо решить", в которой подводились первые итоги начавшейся дискуссии и высказывалась точка зрения редакции, также поддержавшей идею совместного обучения.
17 апреля 1954 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР о подготовке к введению совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов. Во исполнение этого постановления Министерство просвещения РСФСР 27 апреля 1954 г. издало приказ, в котором перед органами управления народным образованием ставились конкретные задачи по переходу от раздельного к совместному обучению мальчиков и девочек в городах РСФСР. Во всех городах для каждой школы закреплялись микрорайоны, а учащиеся бывших мужских и женских школ распределялись по классам новых совместных школ. Родители детей были предварительно оповещены о том, где конкретно будут учиться их дети. Большая работа была проведена органами народного образования по переоборудованию школьных зданий и созданию заново ученических коллективов.
В августе 1954 г. состоялось Всесоюзное совещание министров просвещения АССР, заведующих гороно, облоно, которое завершило процесс подготовки перехода к совместному обучению. С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике отечественная система образования не возвращалась.

Сегодня вопрос раздельного обучения периодически поднимается
Слово в пользу раздельного обучения
В процессе многолетних исследований, учёные пришли к выводу, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.
Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка.
Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует.Все это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности.
Кроме биологического, существует ещё и социальный аспект развития, ориентированный с самого начала на пол ребенка, то есть социально обусловленные представления о мужчине и женщине, оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки.
ХХ век открыл перед женщинами невиданные возможности, но при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные права с мужчинами, они могут учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. Однако, одновременно с этим, у женщин стало не хватать времени на семью. Разводы, коверкающие судьбы детей, которые, вырастая, часто копируют родителей, втягивая еще одно поколение в порочный круг... Сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видно. Причем большинство разводов совершается по инициативе женщин. А ведь женщины традиционно выступали в диаметрально противоположной роли - в роли хранительниц семейного очага!
Вот и получается, что воспитать девочку в наше время - задача не из простых. На что ее нацеливать - на семью или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить? Ведь одно дело с детства внушать ребенку, что главное - это активность и независимость, и совсем другое - воспитывать мягкость, уступчивость, сострадание - качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.
Вообще изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой эти последствия бывают очевидны не сразу. В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В Англии, например, недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе. Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек, поэтому у них развивается комплекс неуспешности, который, как вы понимаете, трудно назвать хорошим стимулом к учебе. Когда же мальчишек не ставят в заведомо невыигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты.

Слово в пользу совместного обучения
Большого педагогического эффекта от отдельного обучения нет и быть не может. Потому что за последние несколько десятилетий школа перестала быть местом обучения в буквальном смысле слова. Школа необходима для взросления, инициации, а при разделении полов это было бы невозможно

Время от времени возникают такие идеи, они строятся на аргументе, что у девочек и мальчиков различное восприятие. Это придумка радикал-социалистов. От того, что мальчики и девочки воспринимают мир по-разному вовсе не значит, что их надо разделять в обучении. Наоборот, важно, чтобы они перенимали друг от друга особенности восприятия, ведь очевидно, что чем разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения

В однополых коллективах неизбежно повысится уровень несублимируемой внутренней агрессии, неизбежно возникнет сверхблагоприятная атмосфера для развития однополых отношений типа "шерочка с машерочкой" или "моя подружка Вася".

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Всё многообразие живого мира построено на единстве мужского и женского начал. Но, чтобы достигнуть этого единства, надо сформировать каждое из них, обеспечить его развитие, полноту, зрелость и природную самобытность. Биологическая предназначенность пути мужчины и женщины, их полоролевая и социальная значимость в условиях общественного развития особо самоценны. Обществу нужны здоровые мужчины и женщины со зрелыми полоролевыми качествами. Множество фактов свидетельствуют, что данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования этих качеств. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков – женские.Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушкиможет стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно- биологического и социально – нравственного предназначения.

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности: спартанские школы мальчиков, женские школы XIвека в Киевской Руси, школы для девочек при монастырях, школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты XIX века для благородных девиц и юнкерские училища для мальчиков, мужские и женские гимназии. Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос: слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе. Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они - основа раздельного обучения в школе. Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по – разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция – уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой.

Психологи центра охраны здоровья детей и подростков РАМН выявили, что при поступлении в школу у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее (Н.Н.Куинджи)

Наибольший комплекс разных психологических и возрастных черт, характерных для данного пола,имеют школьники 1 – 3 классов. Мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам – чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.

К 9 классу «маскулинные» (мужские) качества мальчиков снижаются под влиянием девочек в смешанных классах, нарастает чувствительность (женская черта), зависимость своего мнения от группового мнения (женские отношения), они чаще лгут, осторожничают, ограничивают общение. Не свойственные полу черты вызывают дисгармонию, нервные срывы, астенические расстройства, повышенную возбудимость уже в начальной школе. В средних классах мальчики гиперактивны, а девочки инфантильны, так как начинают формироваться репродуктивные функции женского организма. У девочек снижается интерес к учёбе, успеваемость. Они чаще болеют, у них происходят функциональные расстройства, срывы, повышается утомляемость к концу учебного дня, часто повышается давление. Если это происходит на глазах у мальчиков, то у мальчиков возникает неприятие девочек, а у девочек возникает заниженная самооценка собственных достоинств, недостаточное самоуважение, комплекс неполноценности из – за принадлежности к женскому полу. Другой путь в этом возрасте – постепенная потеря женских начал и усиление мужских (маскулинных): большая, чем у мальчиков, склонность к риску, небрежность в одежде, меньшая групповая зависимость. К 16 годам показатель маскулинности у девочек 4,5 (у мальчиков – 5), ярко выраженный индивидуализм (эгоизм) – 7,7 баллов против 10 у мальчиков (по данным Центра охраны здоровья детей и подростков). Позже это приводит к неблагоприятным последствиям адаптации в обществе и собственной семье: бескомпромиссное поведение дома и на работе, асоциальное поведение (курит, пьёт, употребляет наркотики, участвует в правонарушениях), отмирание материнских чувств, сокращение рождаемости, разводы по инициативе женщины. Задача гендерного обучения заключается в учёте в процессе обучения основных психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, создании тем самым условий для оптимального познавательного развития учащихся и создания комфортной, природосообразной, здоровьесберегающей учебной среды. Среды, которая позволит учащимся успешно обучаться и развиваться в системе социальных отношений, будет способствовать формированию личности мальчика и девочки с развитым чувством осознания своей половой принадлежности, пониманием своих специфических особенностей. При этом воспитательная работа в классах с раздельным обучением должна быть направлениа на поощрение всевозможных форм сотрудничества и общения мальчиков и девочек как на некоторых совместных уроках, так и во внеурочное время.

Цель гендерного подхода в образовании – это деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личностив зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков (Штылева). Раздельное обучение создаёт условия для максимально индивидуального подхода к учащимся, учёта их психофизиологических и личностных особенностей.

Анализ работ В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман и других авторов показал основные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания:

Мальчики

Девочки

  1. В биологическом смысле мальчики, поступающие в первый класс, моложе девочек.Мальчики оказываются менее зрелыми, чем девочки.К началу периода полового созревания расхождение в «зрелости» - около двух лет. Маленьких мальчиков в раннем детстве реже, чем девочек, берут на руки, чаще делают замечания и ругают.

1. К моменту поступления в школу вполне соответствуют образцу положительного ученика.Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят.

  1. В первом классе мальчики хуже адаптируются, чем девочки. У них хуже развита тонкая моторика руки. Почерк неровный, некрасивый, оригинальный. В речевых навыках мальчики поначалу также уступают девочкам, но оказываются сильнее в ситуациях, когда требуется выполнить нестандартные задания, найти словесные ассоциации. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, сравнить его можно только с собой предыдущим.

2. При эмоционально окрашенной информации у девочек усиливается внимание и осмысление.Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении её с ранее имеющейся. У девочек объём кратковременной памяти выше, чем у мальчиков.

  1. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. Задают вопрос, как правило, для того, чтобы получить конкретный ответ. Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с имеющейся и воспринимают её аналитически.

3. Предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно – пространственные задания для них – тяжёлая работа

  1. Мальчики превосходят девочек в визуально – пространственных способностях.Им легче даётся геометрия.Уровень ориентации в пространстве у них выше, поэтому при переходе от словесно – цифровых к зрительно – пространственным заданиям мальчики как бы отдыхают, при этом они имеют большую, чем девочки, скорость зрительно – моторных реакций.

4. Для девочек важно, кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласково укажут на недоработку и может огорчиться, если сухо назовут оценку. Если девочку похвалить за сделанную работу, то она может перстать стараться, успокаивается, удовлетворяясь хорошим отношением, поэтому хваля, надо побуждать девочку к дальнейшим действиям.

  1. Мозг мальчиков активно реагирует избирательно в первую минуту эмоциональноговоздействия.Включаются отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков.затем происходит «блокировка», и мальчик перестаёт слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция.

5. В классах раздельного обучения может наблюдаться такое явление, как соперничествосреди девочек в борьбе за любовь учителя и лидерское положение в классе.

  1. К 7 – 10 годам утомляемость мальчиков в конце учебного года выше, чем у девочек, однако, при раздельном обучении, пик усталости приходится на февраль - март, затем открывается «второе дыхание», и к концу учебного года успеваемость мальчиков растёт.

6.Уже с первого класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». Обычно девочки в совместных классах, как более успешные, исполнительные и более ответственные занимают «руководящие» посты в школе и классе.

  1. Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку их деятельности и поведения, готовы перестроиться, только тогда. Когда взрослые доброжелательны и спокойны.

7. Девочки ждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: смех, подтрунивания, иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит потребность быть замеченными.

  1. Если взрослые подавляют, пытаются подчинить мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает их мозг и психику.

8.К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек, относят: чувство взаимосвязанности, общности. Предпочтение сотрудничества, а не соревнования, как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, их применение в жизни.

  1. Для мальчика принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. При этом лучше хвалить мальчика не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц.Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем – женщиной снижает его рейтинг в группе сверстников, т.к. собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы.

9.При раздельном обучении девочки становятся объектом внимания преподавателей и не чувствуют себя на вторых ролях: получают большие возможности для развития умений интеллектуального лидерства. Сравнения Я – концепции девочек из смешанных классов и девочек, обучающихся в женских классах, даёт более высокий общий показатель. Самый низкий общий показатель – удевочек смешанного класса.

  1. Мальчики более возбудимы, несдержаны, раздражительны. Демонстративны, но более откровенны и искренны, чем девочки. Они, в основном, активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют.

11.Сопоставление с показателями мальчиков говорит о том, что совместное обучение ставит девочек в несколько менее благоприятные условия формирования положительной Я – концепции.

  1. Охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе. Но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании нового.
  1. Когда мальчикам становится скучно, учителю надо иметь в запасе некоторые способы повышения интереса, например, вводить элементы поиска и приключения в каждое дело, чередовать поручения.
  1. Мальчики испытывают коллоссальную потребность в активном движении, которое стимулирует развитие всех высших психических функций.
  1. В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически, и никогда наедине.Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказывают мальчиков, теряя при этом авторитет в глазах и тех, и других.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что обучать и воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учёта их природных и психофизиологических потребностей и роазличий – ошибочно. Равноправие в орбразовании предполагает не отрицание этих различий, а возможность для более полной реализации личности (Л.В.Попова)

Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек; в восприятии окружающего мира; в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления; уровнях адаптивных возможностей организма и психики; особенностях активации эмоций в процессе обучения; в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на эмоционально – волевую сферу личности и на процесс обучения и воспитания, что позволяет выработать и применять в практической деятельности учителя различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек.

Ценностными ориентирами в женском образовании должны стать терминальные (отражающие долговременную перспективу осуществления стремлений) и инструментальные (инструменты реализации будущих устремлений) ценности. Содержание женского образования не должно отвечать только традиционной схеме женского образования, быть «чисто женским». В нём должны быть черты образования, несущие в себе потенциально заложенные идеи стремления к независимости через постижение наук, соответствующие интересам, потребностям, возвышенным порывам души, делающие женщину высокоинтеллектуальной. Высокопрофессиональной, имеющей собственный независимый путь в жизни, высоконравственной.

Мужское образование предполагает развитие физических и психологических качеств, высокий профессионализм, рыцарство, готовность вести за собой, лидерство, компетентность в научных, общественных и бытовых проблемах, высокий уровень восприятия общечеловеческих качеств.

Направления деятельности.

1. Создание эффективных условий для учебно – воспитательного процесса с учётом психофизических особенностей контингента классов раздельного обучения.

В классах девочек создаются условия для УВП с учётом их стремления к уюту и комфорту, привязанности к привычной для них обстановке:

Размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах для создания возможностей приложения эстетических и художественных способностей девочек в обустройстве учебной среды;

Формирование взаимоотношений для создания доброжелательной атмосферы;

Поиск общего стиля преподавания для всего педагогического коллектива с целью разработки образцов взаимодействия;

Проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы женских качеств, которые отсутствуют в молодёжной субкультуре;

В классах мальчиков создаются условия для УВП с учётом их стремления к освоению окружающего пространства и исследованию объектов, потребности в физических нагрузках и движению:

Предоставление в школе безопасных и больших по площади помещений (спортивные залы и площадки) для реализации потребности мальчиков в движении;

Размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах с целью снятия организационных конфликтов;

Оснащение кабинетов наборами «ЛЕГО», конструкторами, настольными играми, спортивным инвентарём;

Проведение выставок личных достижений мальчиков;

Поиск общего стиля преподавания, использование форм и методов для снижения статического напряжения;

Проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы мужских качеств, отсутствующих в молодёжной субкультуре;

Разъяснение родителям особенности влияния окружающей среды на формирование личности мальчика.

2. Подбор педагогических технологий, методов и приёмов.

В школе используются личностно – ориентированные природосообразные педагогические технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала, эффективности организации и управления, активизации и интенсификации деятельности детей. Преподавание в классах раздельного обучения ведётся с учётом полоролевых, психофизических особенностей мальчиков и девочек. Упор осуществляется на свойственные полу качества, вместе с тем должное внимание уделяется компенсаторному развитию.

Преподавание в классах мальчиков идёт с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение статического утомления, энергетическую разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (в форме соревнований, КВН, диспута). Используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.

В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительно – иллюстративный метод, который позволяет эффективно заложить фундамент знаний, для развития которых далее используются продуктивные методы, способствующие развитию сообразительности, быстроты мышления, подходы к использованию в учебно – воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы в связи с их склонностью к опеке, поучению, поддержке.

Раздельное обучение даёт следующие преимущества каждому полу:

  1. создаются условия для максимального сохранения здоровья каждым полом путём подбора соответствующего темпа обучения, правильным отбором методов и форм обучения;
  2. ученик или ученица становятся объектом внимания преподавателя и не чувствует себя на вторых ролях в классе, что формирует их позитивную «Я – концепцию» ;
  3. обеспечивается психологический комфорт;
  4. обеспечиваются лучшие возможности для развития умений и навыков, способностей и целей, в том числе интеллектуального лидерства и преодоления дискомфорта.

Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом:

  1. высокий темп подачи материала
  2. широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации
  3. разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий
  4. минимальное количество повторений пройденного материала
  5. работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  6. вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;
  7. использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;
  8. подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом;
  9. дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;
  10. необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы
  1. неспешный размеренный темп урока подачи нового материала
  2. достаточное количество повторений для лучшего усвоения
  3. дозирование объёма и разнообразия новой информации
  4. большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями
  5. подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике
  6. эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению
  7. использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь
  8. использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память
  9. эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы

Задумывались ли вы когда нибудь, так ли это полезно обучаться мальчикам и девочкам вместе? Говорят, что лучше всего, когда мальчика воспитывает мужчина, отец или наставник, а девочек женщина. Но, еще лучше когда мальчики воспитываются в среде мальчиков, а девочки в среде девочек. И вот почему...

До 1918 года обучение детей в России было раздельным. 31 мая 1918 года вышло постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения чарским. В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия "бесполого" обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!" и т.д.


Сталин попытался вернуть школу к прежней модели. В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы слабого пола становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом ("героем") для подражания. Качества этого "образца" - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т.д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей, и особенно мальчиков.

В конечном счете присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализовываться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.


Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств) есть преступление перед народом.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, а занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей - современная школа в том виде, в каком она сейчас существует. Один из китов, на котором стоит методика педагога - разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная, - считает Владимир Базарный. - Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы. В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере. Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества, как нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. Мальчика обучали в соответствии с его врожденной природой: кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то - чтобы преумножать богатства, кто-то - чтобы защищать и руководить, кто-то - чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.


В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков, таким образом прививая им неверное видение своей жизненной роли. Отсюда - несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность. Отсюда - профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Следует учитывать и такую особенность: мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.


Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь на переменках и на внеклассных мероприятиях.

Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.


Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех "прелестях" половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.

Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

В Российской империи образование было привилегией, а не нормой. Некоторые педагоги и государственные деятели еще в XIX веке говорили о необходимости создать систему всеобщего школьного образования, но царская власть так и не смогла провести массовую ликвидацию безграмотности. Накануне Октябрьской революции 1917 года только каждый пятый ребенок и подросток в России хоть как-то посещал школу.

Дореволюционная Россия по уровню грамотности занимала одно из последних мест в Европе. По данным переписи 1897 года в стране, где большинство населения составляли крестьяне, неграмотные в сельской местности составляли 76,2%, а среди крестьянок этот процент был еще выше — 87,5%.

Больше всего шансов получить качественное образование, конечно, имели дети из богатых семей, причем образованию мальчиков уделялось более пристальное внимание, чем девочек.

Начальное образование мальчики и девочки в Российской империи получали вместе, но уже во всех средних учебных заведениях они разделялись, и мальчики получали гораздо больший объем знаний. Это было связано с тем, что в Российской империи, как и во многих странах Запада в начале XX века, женщине отводилась роль хозяйки и хранительницы домашнего очага. Поэтому считалось, что девушкам совершенно не нужны академические научные знания.

Если девочка и получала образование, то его уровень был невысок: обычно в женских гимназиях и пансионах изучали словесность, иностранные языки (часто за отдельную плату, если родители решили, что этот предмет необходим их дочери), танцы, домоводство, занятия рукоделием и этикет.

В европейском обществе считалось, что женщина в принципе не может в полной мере овладеть точными и техническими науками, поскольку у нее слабо развито логическое мышление. Соответственно, получая лучшее образование, мужчины становились политическими, экономическими и культурными лидерами. Говорить о равноправии полов при этом не приходилось.

Социал-демократы в противовес политике империи выступали за равное положение мужчин и женщин и еще на втором съезда РСДРП в 1903 году объявили, что целью их партии станет всеобщее и бесплатное образование для всех детей до 16 лет.

Эту политику удалось привести в действие после Октябрьской революции. С 1918 года мальчики и девочки в советской младшей и средней школе обучались вместе, а затем вместе поступали в высшие учебные заведения. «Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова «мужская» и «женская». Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях», — так гласило постановление Народного Комиссариата Просвещения от 31 мая 1918 года.

В этом же году отменили школьную форму: у молодого государства не было денег, чтобы обеспечить униформой всех школьников, поэтому ее объявили символом несвободы и пережитком прошлого.

Советские школьники даже спортом на уроках физкультуры стали заниматься вместе, несмотря на то что официальные спортивные соревнования как раз разделяют по гендерному признаку.

Правда, даже в 1918 году уроки труда в школах нового советского государства были раздельными, и на них школьницы традиционно изучали домоводство, а школьников обучали быть мастерами на все руки в своих будущих семьях и домах.

Кроме равноправия, у совместного обучения были (и есть) и другие плюсы. Например, такая система обходится дешевле, поскольку не требуется строить отдельные здания для женских и мужских школ. Такая же ситуация и с количеством учителей: для раздельного образования их требуется больше.

То вместе, то порознь

За 70 лет существования советская школа успела несколько раз поменять взгляд на то, как лучше обучать мальчишек и девчонок. Так, еще с конца 30-х годов чиновники планировали вернуться к раздельному школьному обучению. Во-первых, считалось, что с 1918 года удалось полностью убрать дискриминацию женщин в области образования, во-вторых, страна взяла курс на усиление военно-патриотического воспитания граждан. Все же СССР жил с постоянным осознанием того, что война будет, только мало кто ожидал, что так скоро. В этих целях, например, в школах ввели униформу, причем у мальчиков она включала фуражку, гимнастерку и поясной ремень — все атрибуты военной формы.

Совет Народных Комиссаров решил, что совместное обучение к тому же «приводит к разболтанности учеников в старших классах», когда девочки и мальчики начинают присматриваться друг к другу. Официально это называлось «не всегда здоровыми взаимоотношениями, создающимися между мальчиками и девочками при совместном обучении».

Так что с 1 сентября 1943 года некоторые дети стали получать образование в мужских и женских школах. В основном эта система вводилась в городах, где было минимум четыре-шесть школ, поскольку создавать отдельные женские образовательные учреждения в селах, где зачастую набирался лишь один или два совместных класса, было бессмысленно.

Раздельные школы негласно считались элитными и образцовыми по сравнению с обычными совместными. В мужских школах директором мог быть только мужчина, в женских, соответственно, женщина. Мужские школы, учитывая, что страна нуждалась в инженерах, ученых и строителях, обеспечивались всем необходимым оборудованием для лабораторных исследований по физике, химии, биологии. После войны Совет Министров РСФСР принял решение, что в мужских заведениях некоторые предметы должны преподаваться на иностранном языке. Всем учителям английского, немецкого и французского языков увеличили зарплаты на 50% относительно обычных ставок. Такие мужские школы с иностранным языком стали прообразами языковых спецшкол, появившихся во второй половине 1950-х годов в столицах союзных республик.

К 1954 году в 150 городах РСФСР раздельные школы составляли 55% от всех средних учебных заведений. В целом, по стране основная масса школ по-прежнему обучала мальчиков и девочек совместно. В этом же году система раздельного обучения снова была отменена: для государства она оказалась финансово затратной, а многим гражданам старшего возраста мужские и женские школы напоминали дореволюционные гимназии.

Кроме того, считалось, что в классах с раздельным образованием, особенно в мужских, тяжелее поддерживать дисциплину.

Таким образом, и введение раздельного обучения в 1943 году, и его ликвидацию в 1954 объясняли стремлением укрепить дисциплину учащихся.

Отвлекающий маневр косичками

Заслуженный учитель школы РФ Михаил Нянковский вспоминает, как в советские годы он работал в школах с учителями, которые на собственном опыте знали разницу между совместным классом и классом мальчиков. «Не скажу, что учителя старшего поколения были в восторге, — рассказывает он. — Представьте класс из мальчишек, обычных пролетарских детей. Это же сплошное хулиганье, особенно в средней школе, так что учителям было сложно поддерживать дисциплину».

Советское совместное обучение было призвано стереть гендерные различия между учениками, пояснил он «Газете.Ru». «Ведь тогда были граждане СССР, и неважно, мальчики или девочки. Но и тогда в школах работали умные учителя, которые использовали совместное обучение не для того, чтобы стереть гендерные различия, а наоборот, воспитать в учениках понимание своей гендерной роли в обществе. И были, конечно, учителя не очень умные, которые понимали совместное обучение слишком буквально».

Сейчас среди педагогов и психологов не существует единого мнения о том, какая форма обучения лучше. Так, еще в 80-е годы прошлого века советский педагог и почетный работник общего образования Владимир Базарный писал о том, что «смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная». По его мнению, причина в том, что в средних классах девочки начинают активно расти и на два-три года духовно и физически опережают по развитию мальчиков. «Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника», — утверждал Базарный.

С другой стороны, Нянковский считает, что ученики разных полов, обучаясь в смешанных классах, учатся лучше общаться друг с другом. «Если в классе одни мальчишки, то они расслабляются, а если есть девочки, то учатся с ними общаться. Мальчиков в таком случае можно научить тому, как вести себя с женщиной, и наоборот. При раздельном образовании учитель не может воспитывать в учениках привычку правильного общения с противоположным полом», — резюмировал эксперт.

Психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха отмечает, что любой подход к образованию в школе имеет свои ограничения и последствия. «Поэтому вопрос на самом деле в том, какие проблемы школьного образования общество готово разгребать», — поясняет она «Газете.Ru». В период пубертатного развития школьники неизбежно отвлекаются от учебы на личные отношения, однако это, считает психолог, часть процесса их социализации. Существует опасность, что при раздельном обучении дети могут лишиться социальных навыков в общении с противоположным полом.

«Некоторым мальчишкам, неагрессивным, в основном это тихони, иногда легче устанавливать контакт в классе с девочками, а не с буйными одноклассниками,

— рассказывает Муха. — И похожая ситуация случается со школьницами, которым иногда легче общаться с мальчиками, чем со сверстницами. Это явление, на самом деле, не такое уж и редкое. Так вот для таких учеников совместное обучение — это благо, а разделение мальчиков и девочек в средней школе — неприятный процесс, потому что так они лишаются привычного окружения и своих друзей. Согласитесь, что мальчика мужчиной делают все-таки не драки со сверстниками, а несколько другие вещи».