Елена Ладыгина
Конспект логопедического фронтального занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
занятие по закреплению знаний, умений и навыков.
дифференцировать звуки [л], [л,].
Уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л,] и написание буквы Л;
Расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.
Развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];
Развивать мышление, память, воображение;
Развивать зрительное и слуховое внимание;
Развивать речевое дыхание;
Развивать общую и мелкую моторику;
Развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
Воспитывать самоконтроль за речью детей.
игрушки (лиса и волк); пособие «Листья дерева» (для развития речевого дыхания); пособия «Красная комната» (для гласных звуков и букв, «Сине-зелёная комната» (для согласных звуков и букв); схема для характеристики звуков; касса букв и слогов; фишки зелёного, синего и красного цветов.
слова, насыщенные звуками [л], [л,] (лиса, волк, листья, лук, луна, лыжи, ложка, лиса, лопата, лось, лампочка, лужа, ландыш, лапша, лейка).
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
1) Дыхательная гимнастика «Листья».
2) Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л,] и написания буквы Л;
5) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].
3. Динамическая пауза «Веник пол подметал».
1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,];
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Учитель-логопед:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (игрушечные лиса и волк)
Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [л,]). А каким звуком выражена буква Л в слове «волк»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [л,], о букве Л.)
Учитель-логопед:
Ребята, выполним дыхательную гимнастику.
Инструкция:
а) Держать рукой нитку с привязанным к ней листком дерева на уровне губ.
б) Вдыхать воздух носом, не поднимая плеч.
в) Выдыхать ртом длительную воздушную струю на листок.
Учитель-логопед:
Выполним пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Сгибаем и разгибаем одновременно пальцы на обеих руках.
Этот пальчик в лес пошёл.
Загибаем пальцы по одному на правой руке (по тексту стихотворения).
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик нож достал.
Этот пальчик резать стал.
Ну а этот помогал.
А теперь выполним эту гимнастику для левой руки. (повтор пальчиковой гимнастики)
Учитель-логопед:
Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л,].
Характеристика звука [л]:
[л] – согласный, звонкий, твёрдый.
Характеристика звука [л,]:
[л,] – согласный, звонкий, мягкий.
Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному).
а) игра «Наоборот» (на произнесённый учителем-логопедом слог ла ребёнок произносит слог ля и т. д.)
б) игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла,ло-лё-ло и т. д.)
в) в чистоговорках
ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.
ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.
ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.
АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.
УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют,
А достать не могут. (Луна)
Волшебные туфли наденешь на ноги -
И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)
Гуляет в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки. (Лиса)
Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу ловко хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю,
Делать гору, строить дом. (Лопата)
Длиннорогий и рогатый,
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий… (Лось)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
Висит груша - Нельзя скушать. (Лампочка)
Беленькие горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Сидит в ложке,
Свесив ножки. (Лапша)
Нагнут меня ребятки –
И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)
Учитель-логопед: - Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л,])
Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, лужа, лампочка, ландыш, лапша)
Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л,]. (лягушка, лиса, лейка)
Учитель-логопед:
А теперь отдохнём. Выполним гимнастику «Веник пол подметал».
Веник пол подметал,
Махать руками, имитируя движения подметания.
Веник очень устал.
Руки в стороны, потянуться.
Он забрался под стул,
Сесть на корточки.
Он зевнул и уснул.
Имитировать движения по тексту.
Учитель-логопед:
Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)
Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])
Назовите первый слог. (ли.)
Назовите второй слог. (. са)
Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)
Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)
Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л,] согласный, звонкий, мягкий)
Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)
Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)
Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])
Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
Назовите этот слог. (волк)
Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)
Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)
Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)
Учитель-логопед:
А теперь поработайте с кассой букв и слогов.
Выложите слова «лиса» и «волк».
Учитель-логопед:
С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л,], с буквой Л)
Чем отличаются звуки [л] и [л,] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л,] – мягкий)
Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.
(подсчёт фишек, полученных детьми за работу на занятии, определение по их количеству призового места)
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключения Л. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
4. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
6. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.
7. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднения при обучении чтению и письму (это называется дислексией и дисграфией), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы.
Первый шаг в предупреждении таких проблем в школе - это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, бывает, что родители очень заняты или они испытывают материальные затруднения, ведь логопедическая помощь стоит недешево.
Наша задача - помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильного произношения звуков, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо) и нет тяжелых речевых нарушений (алалия, дизартрия, заикание и др.).
Звук [Л ] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться,
что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, - не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут . Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.
«Вампа» вместо «лампа», «ёшка», а не ложка), «ук», а как хочется услышать «лук». Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши.
1. Искажение илипропуск звука [Л] называют«ламбдацизм» .
Вот самые распространённые:
Звук[Л] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа);
Межзубный ламбдацизм: при произнесении звука [Л] в словах кончик языка прокладывается между зубами.
Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата).
Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).
2. Замена звука [Л] на другие звуки, - это параламбдацизм:
Звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол);
Звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.;
Звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;
Звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка);
Звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л"]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.
3. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звука [Л].
Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;
Вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.
В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика - артикуляционная.
При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:
1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.
3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».
4. «Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).
5. «Парус» - кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.
6. «Кошка лакает молоко» - широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.
7. «Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».
8. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз - два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).
ØЕсли язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:
«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!
ØДля надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:
«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.
ØВышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:
Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;
Точно выполнять движения;
Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
4. Способы постановки звука [Л]
Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.
1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:
Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);
Широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);
Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).
Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.
2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):
ØЭтот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.
Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»
Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.
Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.
3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме
Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.
Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»:
губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.
Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.
1. Постановка звука [Л] от правильного [Л"] (мягкого звука Ль)
Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.
Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.
Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их
подушечками пальцев.
ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.
«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.
«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.
5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка
Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ - ЛЮ - ЛЁ - ЛЕ - ЛИ; затем в словах с этими же слогами:
ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;
ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;
ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;
ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;
ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.
Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.
ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.
И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!
Потешки и скороговорки тоже пригодятся:
Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…
Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!
В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:
АЛЬ - ОЛЬ - УЛЬ - ЫЛЬ - ЕЛЬ - ЮЛЬ - ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);
СЛЕ - СЛЮ - СЛЯ - СЛЁ - СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).
И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)
ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).
ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.
Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!
Начните с прямых слогов: ЛА - ЛУ - ЛО - ЛЭ - ЛЫ и слов с ними:
ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;
ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;
ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;
ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.
Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.
ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.
Из потешек выберите такие:
Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.
Большая голова. А котята - в уголок.
На колу сидела, Сели-посидели,
На луну глядела, Песенку запели.
Глазами блестела. Услыхали ложки, -
Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.
Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -
И - полетела! Поскакали все с печи!
Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,
Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.
Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,
Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.
(В. Лифшиц) (В. Лунин)
Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:
АЛ - ОЛ - УЛ - ЫЛ - ЕЛ - ЮЛ - ЯЛ - ЁЛ - ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)
ПЛА - КЛА - ВЛА - СЛА - ШЛА - ФЛА - БЛА - ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).
Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:
АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.
УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.
На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:
Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].
Назови продукты питания со звуком [Л].
Перечисли вещи со звуком [Л].
Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:
Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.
Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)
В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони - скок!
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)
В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты , насыщенные этими звуками:
Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.
Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.
У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.
Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.
Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.
А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.
Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].
Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.
Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.
Учитель-логопед Пергунова М.Ю.
Список использованной литературы:
1. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Глазунова Е. Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001.
3. Епифанова О.В. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.- Волгоград, 2004.
4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2008.
5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук [л] – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами. Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно.
Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.
Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука [л]. Причин может быть несколько.
Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе [л], ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.
Малыш может допускать следующие ошибки при произнесении [л]:
Также может наблюдаться ситуация, когда ребенок путает твердый и мягкий варианты Л, используя их в неверной форме, смягчает звук или, напротив, использует твердый вариант.
Родителям важно самим понимать верное расположение органов речи, которое позволяет получать звук Л.
Чаще всего этот процесс у ребенка особых затруднений не вызовет и через несколько занятий он уже сможет правильно произносить звук. Но если изучать правила произношения вместе с малышом, результат будет лучше.
При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.
Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.
Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?
Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.
Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно. Однако родителям важно придерживаться ряда правил.
Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.
Чтобы научить ребенка выговаривать букву Л, следует выполнять ряд упражнений, которые помогут верно поставить ребенку произношение.
Родителям следует самостоятельно поработать перед зеркалом, наблюдая за собственной мимикой, и только после этого показывать пример ребенку.
Подобный комплекс лучше сочетать с развитием мелкой моторики, это станет отличным способом развития речи, а также интеллектуального потенциала ребенка. Эти упражнения нравятся детям, не вызывают особых сложностей и выполняются с удовольствием.
Для наилучшего результата тренировки следует сочетать с артикуляционной гимнастикой, которая укрепит губную и язычную мускулатуру.
Чтобы научиться говорить твердый [л] правильно, следует работать над произношением каждый день. Занятие лучше всего начинать с разминки.
После того, как все слоги малыш научился выговаривать четко, а звук [л] в его воспроизведении звучит верно, необходимо приступать к более сложному заданию – произнесению целых слов. Важно выбрать такие из них, которые содержат букву Л: сало, лампа, ложка, алоэ, пила, лошадь.
Если ребенок испытывает трудности с выговариванием, начать необходимо с межзубного произношения, а затем переходить к воспроизведению звука, держа язык за зубами. Мы учим ребенка тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни, поэтому спешить нельзя.
Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.
Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:
Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.
Многие из нас в детстве не выговаривали те или иные буквы. У кого-то это само прошло, а кто-то мучается и по сей день. Предлагаю вам самим научить ребенка говорить букву «л», если у него есть такая проблема.
Зубы разомкнуты, губы немного приоткрыты, кончик языка упирается в основание верхних зубов, при произношении воздух выходит по краям языка.
Вся наша речь происходит на выдохе. Поэтому важно научиться контролировать дыхание. Чтобы помочь ребенку в этом деле можно попробовать надувать с ним пузыри, задувать свечи, перегонять с места на место перышки или кораблики по воде. Главное, чтобы во время таких игр ребенок не надувал щеки.
Все следующие упражнения выполняйте вместе. Сядьте так, чтобы ребенку хорошо был виден ваш рот.
Если нет неправильного прикуса и уздечка в норме, не беспокоят неврологические заболевания и не было сильных стрессов, то можете попробовать самостоятельно исправить произношение буквы «л». Не забывайте о том, что чем старше, тем сложнее. Но вся сложность будет заключаться лишь в отучении от привычки. Придется вести постоянный контроль над произношением, которое уже довелось до автоматизма.
Работая над произношением, постоянно тренируйте мелкую моторику рук. Еще с древних пор известно, что от развития пальцев зависит все речевое развитие.
Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.
Помните! Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.
Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.